Пока это касается только юридических лиц. Частникам придется раскошелиться летом, в разгар отпусков. Так, на автомобили старше пяти лет ставки увеличатся до десяти раз. Автодилеры готовятся к падению продаж, а государство к сокращению налоговых поступлений в бюджет.
Белорусские автолюбители встречают Новый год в тревожном ожидании. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана может поставить крест на дешевых иномарках. Уже завтра новые автомобили в минских автосалонах будут растамаживаться по российским ставкам, которые на порядок выше старых белорусских.
Близость к Европе и небольшие таможенные платежи приучили белорусских водителей к зарубежным автомобилям. Поэтому официальное подтверждение повышения таможенных пошлин для юридических лиц привело автомобильный рынок в состояние легкой паники.
"Самое маленькое повышение пошлины будет на новые автомобили (до трех лет). Незначительным будет повышение и на автомобили, которым от трех до пяти лет. Более жесткие тарифы установлены на автомобили старше пяти лет. По некоторым автомобилям пошлины вырастут в семь раз, по некоторым - в десять, а по некоторым - всего лишь в три раза", - поясняет начальник управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сергей Полудень.
Цены на машины в республике подпрыгнули сразу минимум на 500 долларов, а на границе выстроились десятичасовые очереди. Дилеры в срочном порядке начали закупать автомобили впрок.
Чтобы понять разницу между старой и новогодней ценой, не обязательно быть экономистом. Цены даже на новые машины, которые менее всего подорожают, вырастут значительно. При этом новые таможенные пошлины для частников вступят в силу только на полгода позже, с 1 июля, когда Таможенный союз заработает в полную силу и цены для белорусов и россиян на автомобили сравняются.
"Настроение у нас не самое хорошее. С одной стороны, мы продали все машины, которые были у нас на складах. Это единственная хорошая новость. С другой стороны, начало года ознаменуется у нас введением новых таможенных пошлин для юридических лиц и предпринимателей с сохранением прежних пошлин для физических лиц. Это подрывает наш бизнес", - подчеркивает председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.
Белорусский автобизнес готовится пережить самые трудные полгода в своей истории. Уже в первом квартале следующего года опустевшие автоцентры будут вынуждены либо отправить персонал в отпуск за свой счет, либо начать сокращения. По крайней мере, до тех пор, пока не исчезнет разница внутренних тарифов. Внешние тарифы с Нового года будут регулироваться уже Таможенным союзом.