Сергей Левин: Инвесторы пока вынуждены работать в Беларуси по принципу "повезет-не повезет". 21.by

Сергей Левин: Инвесторы пока вынуждены работать в Беларуси по принципу "повезет-не повезет"

14.01.2010 12:46 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

фотоБизнесмен Сергей Левин успешно зарекомендовал себя при реализации двух инвестпроектов – модернизации заводов "Сябар" и "Старая крепость". Потом была предпринята попытка довести до ума проект в льняной сфере. Однако эти задумки пока таковыми и остались. Зато недавно управляющий директор Lebortovo Capital Partners Limited Сергей Левин получил официальное добро от правительства на модернизацию завода в Осиповичах, на котором через несколько лет собирается наладить выпуск товаров народного потребления – синтетических моющих средств. Впрочем, наша беседа началась с более общей темы – привлечения иностранных инвестиций в Беларусь.

- В недавнем интервью Петру Марцеву вы говорили о том, что нельзя в качестве инвесторов рассматривать только иностранные компании. Почему так все же происходит? Имеют ли в принципе инвесторы национальность?

- Безусловно, инвесторы имеют национальность. Это доказали события, когда, например, Сбербанк России пытался купить Opel. Но если страна создаст хорошие условия для работы белорусских инвесторов, то выстроится очередь и из иностранных. В зависимости от ситуации можно будет регулировать, нужны они нам или нет.

Однако в своих рассуждениях я не пытался лоббировать интересы белорусских инвесторов. Просто когда мы говорим в принципе об инвесторах, то надо создать платформу для инвестиций. Я имею в виду упорядочение налогового администрирования, бухгалтерского учета, лицензирования и прочее.

- Почему все же в Беларуси больше желают видеть иностранных инвесторов?


- Я думаю, здесь две основные причины. Первая – все хотят видеть доллары и евро.

- Несмотря на объявленный курс на дедолларизацию?

- Да, несмотря ни на что. А второй момент - это отношение к частной собственности. Так исторически сложилось, есть наследие советских времен, когда "мистер Твистер, бывший министр" был владельцем пароходов, газет и заводов…

Если говорить объективно, то весь мир говорит об иностранных инвестициях. Ведь они подразумевают не только деньги в их чистом виде, но и современные технологии производства, управления финансами и персоналом, новые рынки сбыта и так далее. Однако независимо от национальности, и у белорусского, и у иностранного инвестора одна общая цель – получение прибыли. Но если иностранец ее тем или иным способом заберет с собой, то белорус ее потратит здесь.

- Готовы ли белорусские частные инвесторы (компании, физлица) поучаствовать в приватизации, реализации каких-то проектов?

- Я могу предположить, что у местных инвесторов недостаточно денег, но они спокойно могут привлечь капиталы, и подобных случаев в Беларуси достаточно много. С другой стороны, я могу назвать не менее десятка белорусских компаний, у которых финансовые технологии, маркетинговые технологии, управление персоналом развиты не хуже, чем у западных компаний. То есть мы видим, что перетекают не только деньги, но и технологии из страны в страну, и люди ими овладевают все больше и больше. Поэтому я считаю, что белорусский частный бизнес способен инвестировать ресурсы в развитие отечественной экономики.

- Насколько большими ресурсами располагают отечественные инвесторы?

- Понимаете, что это неблагодарное дело - оценивать количество денег, активов, которыми сегодня обладают белорусские инвесторы. Важно создать такие условия, чтобы они хотели развивать свой бизнес здесь. Ведь, как сейчас бывает, частные инвесторы фиксируют прибыль, потом вывозят деньги на Запад и продолжают спокойно работать. Государству надо создать условия, чтобы предприниматели хотели участвовать в экономической жизни своей страны. А для этого надо создать оптимальную налоговую систему, провести реформу судебной системы, где государство играет доминирующую роль, установить четкие и прозрачные условия на законодательном уровне и так далее.

- Может стоит объявить еще и амнистию капитала, разговоры о которой периодически возникают?

- Я не верю, что коррумпированные чиновники, которые незаконным способом смогли обогатиться, захотят вкладывать деньги в экономику страны. Что касается бизнесменов, которые раньше вели "серый бизнес", то мне кажется, они уже нашли способы, чтобы легализовать свои капиталы. И сегодня белорусский бизнес на постсоветском пространстве самый прозрачный и белый. Что касается тех предпринимателей, которым сознание не позволяет вывести бизнес из тени, то им не поможет и амнистия капитала. Я не думаю, что сегодня амнистия капитала является первоочередной проблемой.

- Недавно вы возглавили белорусский офис инвестбанка "Ренессанс Капитал". Почему крупная компания обратила внимание на Беларусь?

- Сейчас все говорят, что будет много изменений в белорусской экономике, откроется больше возможностей для инвестирования. А "Ренессанс Капитал" является одним из лидеров в этой сфере на развивающихся рынках.

"Ренессанс" дает возможность более системно привлекать финансирование для наших проектов. Кроме того, инвестбанк приносит новые знания в разных секторах. Я, допустим, являюсь экспертом в области пива, соков, еще в каких-то вещах. "Ренессанс" приносит технологии из области машиностроения, банковского сектора, добычи полезных ископаемых, еврооблигаций, дает ноу-хау и так далее.

- Можно ли уже говорить о планах?

- Пока идут чисто формальные процедуры, связанные с регистрацией представительства РК в Беларуси. Говорить же о каких-то проектах еще преждевременно. Думаю, о какой-то конкретике мы расскажем уже весной 2010 года. Могу лишь сказать, что мы ставим перед собой много амбициозных задач.

- Ваше сообщение о назначении в "Ренессанс Капитал" по времени совпало с заключением инвестиционного договора между Республикой Беларусь и компанией Lebortovo Capital Partners Limited, управляющим директором которой вы являетесь. Это лишь простое совпадение?

- Да, мы параллельно занимались несколькими проектами, и так получилось, что вывод на публичный уровень этих проектов совпал во времени.

- Что подразумевает новый инвестпроект, который намерена реализовать компания Lebortovo Capital Partners Limited?

- Мы намерены построить в Осиповичах завод по производству синтетических моющих средств мощностью около 20 тысяч тонн в год. Объем инвестиций на начальном этапе составит около 25 млн долларов. Как в случае с "Сябром" и "Старой крепостью", нашим партнером выступит Международная финансовая корпорация. Сейчас ведутся переговоры еще и с Европейским банком реконструкции и развития.

- Любопытно, что и в уже реализованных проектах, и в намеченном вы приобретали либо неработающий завод, либо неэффективно используемые площади...

- Когда мы вели переговоры по "Сябру", то это был функционирующий завод. Когда приобрели – он уже не работал. Для "Старой крепости" мы, можно сказать, приобрели площадку, которую лишь с большой натяжкой можно назвать работающим предприятием. Я думаю, это один из факторов, почему наши проекты так легко проходили. В Осиповичах мы покупаем просто здание, огромный производственный комплефотокс, который 20 лет просто стоит и в котором ничего нет. Наша задача превратить данный объект в активно работающее предприятие.

– Как продвигается еще один ваш инвестпроект под условным названием "Лен"? Слышал, что он временно приостановлен…

- Мы не добились никакого прогресса с властями в вопросе того, как мы его будем реализовывать. Поэтому были вынуждены проект "Лен" заморозить. Хотя, на мой взгляд, это очень интересный и красивый проект. Думаю, со временем мы вернемся к нему уже с новыми предложениями.

- На какие "камни преткновения" вам пришлось натолкнуться?

- Хочу еще раз подчеркнуть, что "Лен" - это непростой проект, но красивый и интересный. Почему? Потому что лен - это тот продукт, который может стать визитной карточкой Беларуси на международной арене. Мы хотели выращивать качественный лен, модернизировать льнозаводы, выйти на мировой рынок. А уже потом планировали наладить производство ткани, каких-то изделий, открыть сеть магазинов.

Мы хотели приобрести несколько льнозаводов вместе с землей, но де-факто хотели купить не льнозаводы, а землю и право заниматься там льном. Мы не собирались спекулировать землей, а хотели создать нормальный бизнес, основывающийся на продуктах, которые дает земля. Мы уже строили экспериментальные поля, сеяли лен. Ведь выращивание льна - это довольно кропотливый труд. И в принципе мы достигли некого взаимопонимания в этих земельных отношениях.

Однако потом меня удивила стоимость приобретения льнозаводов. Эта стоимость никаким образом не укладывается ни в какой наш бизнес-план. За озвученную цену нам не очень выгодно приобретать имеющиеся льнозаводы. Гораздо проще построить новые. Меня этот вопрос удивил еще и по той причине, что на высшем уровне у нас не раз декларировалось, что неэффективные, неприбыльные, морально устаревшие предприятия могут быть проданы, а де-факто обменены на инвестиции и технологии. Но это почему-то не сработало.

- Можно ли сказать, что этот проект стал не подвластен вам, так как лен - это больше государственная вотчина?

- Я не могу сказать, что власти закрыли проект "Лен". Это не будет справедливо и честно. Потому что один только вице-премьер Бамбиза встречался со мной не менее 10-15 раз. Я уже не говорю о других высокопоставленных чиновниках. Если они со мной этот проект обсуждают, то нельзя говорить, что власти туда нас не пускают. Но не всегда удается найти общие точки соприкосновения. Иногда везет, и чиновники понимают, чего мы хотим. А иногда не везет - и на согласование всех вопросов уходит месяц, полгода, год и даже больше.

Повторюсь, все начинается с создания элементарных условий, понимания и ведения инвестиционных переговоров. Нужно сказать, что пока это находится не на очень высоком уровне. Со стороны инвесторов сейчас появляется все больше правильных консультантов, а вот со стороны власти все еще мало компетентных и уполномоченных переговорщиков, которые с одной стороны могут отстаивать интересы государства, а с другой - реально оценивать ситуацию. Поэтому сейчас власти уже пытаются выработать какую-то стратегию в этом вопросе. Появляется много идей – инвестиционные агентства, инвестиционные агенты и так далее. Посмотрим, к чему это приведет.

- А что должно произойти, чтобы не было игры в рулетку - "повезет – не повезет"? Ведь в таком серьезном вопросе как привлечение инвестиций наверняка должен быть более основательный подход. Или "повезет-не повезет" определяется размером "взятки"?

- Действительно, у нас много говорится о коррупции. Конечно, коррупция - это грязно, противно и так далее. Но я как экономист, который управляет несколькими компаниями, могу сказать, что в Беларуси практически не сталкивался с проявлениями коррупции. В Америке для бизнеса враг номер один это не коррупция, а монополии. В Беларуси в большинстве секторов экономики, в общественных институтах и т. д. существует монополия государства. Есть ряд примеров и в частном секторе. В общем, огромное количество монополистов делают здесь бизнес неэффективным. Но я не вижу, чтобы власти боролись с монополиями.

- Недавно вот был подписан указ президента № 499 "О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции"…

- Конечно, это вселяет определенную надежду. Однако недостаточно улучшить законодательство и расширить антимонопольный комитет. Для начала властям надо четко определиться, где должна оставаться монополия государства, а где ее не должно быть. Я как простой гражданин страны не против того, чтобы оставить особое право за государством, например, в здравоохранении, добыче природных ископаемых, в природных недрах, возможно, в образовании. Но монополии не должно быть в сфере телекоммуникаций, производстве пива, шоколада, обуви и так далее. Сейчас нет четкого сигнала для чиновников. Они идут на встречу с инвесторами с позицией сохранить монополию государства почти в каждом секторе. Это, конечно, большая проблема.

Государство старается инвестировать в высокоприбыльное производство. Однако одна из функций государства состоит все же не в получении прибыли, а в поддержке незащищенных слоев населения, обеспечении здравоохранения на высоком уровне, укреплении обороноспособности страны и так далее. И если у него на все не хватает ресурсов (идей, людей, денег и т. д.) и времени, то логично остановиться на самом необходимом.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Бизнесмен Сергей Левин успешно зарекомендовал себя при реализации двух инвестпроектов – модернизации заводов "Сябар" и "Старая крепость". Потом была предпринята попытка довести до ума проект в льняной сфере. Однако эти задумки пока таковыми и остались. Зато недавно Сергей Левин получил официальное добро от правительства на модернизацию завода в Осиповичах, на котором через несколько лет собирается наладить выпуск синтетических моющих средств.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика