Пять рисков для белоруса от «нефтяной войны» с Россией
21.01.2010
—
Новости Экономики
|
Белорусов ожидает «сюрприз» ценою в 3-4 млрд. долларов -- столько денег придется заплатить в бюджет России, если наше правительство решит импортировать такой же объем сырой нефти, как в 2009 году. Это около 6% ВВП.Нефтяной конфликт с Кремлем подтолкнет миллионы белорусов к ревизии собственных потребительских бюджетов.
«Нефтяная война» – это удар, в первую очередь, по карманам рядовых обывателей. Каким бы щедрыми ни был МВФ, как бы ни входил в положение белорусского правительства Всемирный банк, дырку в бюджетах страны и операторов энергетического рынка придется закрывать из карманов рядовых потребителей и налогоплательщиков. Риск 1: Подорожание жилищно-коммунальных услуг В прошлое уходят времена, когда домашние хозяйства страны тратили на ЖКУ менее 9% потребительских расходов. Подорожание газа и нефти увеличит себестоимость производства электроэнергии, а также всех жилищно-коммунальных услуг. Рост напряжения в бюджете не позволит субсидировать их в прежнем объеме. Ресурс перекрестного субсидирования и изъятия прибыли от высокорентабельных предприятий также не может быть увеличен. Значит, правительство будет вынуждено пойти на повышение тарифов на все ЖКУ. Очевидно, это произойдет летом -- после отключения отопления «жировки» белорусов не станут заметно легче. Даже несмотря на то, что 2010 год – это время президентской кампании, и резкое повышение ЖКУ маловероятно, все равно правительству не обойтись без повышения цен на электричество, водо- и газоснабжение, вывоз мусора, техническое обслуживание и, конечно же, подогрев воды. Прогноз: Расходы средней белорусской семьи на ЖКУ и обслуживание квартиры/дома могут увеличиться до 13-15% ее потребительских расходов. Не исключено, что ежемесячная «жировка» средней белорусской семьи «потяжелеет» на 20 долларов. При сокращении реальных доходов придется сократить расходы на другие товары и услуги. Скорее всего, это будут расходы на покупку одежды, ремонт жилья и содержание личного транспорта. В 2007-2008 годах, на пике потребительского бума, они резко выросли. В 2010 году следует ожидать затягивания поясов именно по этим направлениям. Риск 2: Повышение цен на продукты питания Переход на мировые цены на нефть и повышение экспортных таможенных пошлин сократит возможности правительства субсидировать сельхозпроизводителей, в том чисел в виде дешевых энергоресурсов. Значит, де-факто колхозно-совхозная система под руководством самого архаичного монополиста – Минсельхозпрода – в привычной для себя манере повысит цены на продовольствие на внутреннем рынке. Аграрное лобби не сможет сделать это с экспортом продовольствия -- там правила игры определяет рынок, а не директивы. Но вот заблокировать для белорусов доступ к дешевому импортному продовольствию получится. Равно как и заставить Совмин повысить внутренние цены на молочные, мясные продукты, крупы, а также фрукты и овощи. Прогноз: Вполне возможно, что доля расходов на продукты питания обыкновенных белорусов увеличится с 40-42% в 2009 году до 45-48% в 2010 году. Риск 3: Ухудшение условий кредитования Беларусь ожидает дальнейшая потеря валютной выручки. Зарабатывать на экспорте нефтяных продуктов будет очень сложно. Это еще больше подкосит банки. Ресурсный голод будет идти в паре с дефицитом качественных бизнес-планов нереформированных предприятий. Банки будут стараться снизить риски высокими процентными ставками по кредитам. Валюты будет еще меньше, так как сами банки и крупный бизнес будут стараться спастись от инфляции переводом ресурсов в евро или доллары. В контексте намерений Нацбанка резко увеличить скорость печатания рублей банки будут всеми правдами и неправдами повышать процентные ставки, чтобы на шаг-два опережать инфляцию. Прогноз: Прежде всего пострадает кредитование жилья и автомобилей. Кредиты на долгий срок будут давать только в валюте и под высокие проценты. Из-за проблем с наполнением бюджета сократится возможность выдачи льготных рублевых кредитов. Пострадают и желающие получить потребительские кредиты. Легче будет тем, кто имеет свои сбережения и доходы в валюте. Риск 4: Рост цен на топливо и на транспорт Правительство будет закрывать дырку в бюджете, в том числе за счет роста акцизов на топливно-энергетические товары. Высока вероятность роста цен на бензин, солярку, мазут и автомобильные масла. Концерн "Белнефтехим" уже настаивает на повышении внутренних цен на нефтепродукты в связи с убыточностью их реализации на внутреннем рынке и ухудшением условий экспорта нефтепродуктов, который ранее позволял частично компенсировать убытки от внутренних продаж. Регулярная езда на своем авто будет обходиться значительно дороже. Почти 2 млн. домашних хозяйств, имеющим автомобили, придется думать, какие расходы сокращать, чтобы хватало на обслуживание авто. Не исключено, что именно на автомобилистов будет направлено внимание правительства в плане получения дополнительных доходов бюджета. Могут быть увеличены страховые взносы и стоимость других услуг, которые необходимы владельцам автомобилей. Прогноз: Не исключено, что около 100 тысяч домашних хозяйств откажутся от регулярных поездок на автомобиле и даже решат продать свое средства передвижение, поскольку оно станет непозволительной роскошью. Потребителей услуг общественного транспорта также ждет повышение цен на билеты оценочно на 30–40%, особенно если Нацбанк интенсифицирует кредитную экспансию. Ездить по стране станет дороже. Возможности государства будут сужаться до поддержки льготных тарифов на пригородные электрички и для отдельных категория граждан на общественный транспорт. Риск 5: Обесценивание и потеря вкладов Рядовые белорусы особенно чувствительны к своим вкладам в белорусских банках. В 2009 году банки сохраняли высокие ставки по депозитам, чтобы не допустить оттока денег. Пока им это удалось, но финансовое состояние банков вызывает серьезные опасения. Зависимость от внешних кредитов и поддержки государства резко увеличилась. Растет разрыв между «длинными» кредитами, которые банки выдают госпредприятиям, и обязательствами сегодня. Нефтяные доллары от экспорта помогали сохранять устойчивость белорусской банковской системы. В 2010 году их будет гораздо меньше. Высокая инфляция может спугнуть вкладчиков. Потеря даже 10% вкладов может обернуться очень серьезными последствиями для всей финансовой системы страны. Совмин и Нацбанк будут делать все, чтобы сохранять «номинальное» счастье вкладчиков, но инфляция грозит сократить доходы по вкладам до минимума. Если во второй половине года возникнут трудности с получением внешних кредитов, то власти вбросят в финансовую систему свеженапечатанные рубли. Они-то и будут причиной обесценения вкладов. Если Нацбанк не станет увеличивать количество рублей в обращении, а держать курс на снижение инфляции, то возникнет проблема обслуживания обязательств перед вкладчиками. Прогноз: Финансовая пирамида, которая выстраивается белорусскими банками при помощи высоких процентов по рублевым и валютным вкладам, в 2010 году станет еще более шаткой. Впрочем, вышеописанные риски можно будет ненадолго нейтрализовать, если Китай, Иран или Венесуэла расщедрятся на очередные 6–8млрд. долларов выгодных кредитов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусов ожидает
|
|