"Время бизнеса": Руководитель среднего звена - не слабое звено
29.01.2010 13:12
—
Новости Экономики
|
Руководитель среднего звена - это проводник всех идей, целей, ценностей к исполнителям. Топ-менеджеры разрабатывают стратегии, а задачей руководителей является перенесение этого стратегического видения в практику. Это реализуется только в ситуации, когда менеджеры хорошо подготовлены, если у них есть важные для руководителей компетенции. Эти компетенции можно и нужно развивать внутри компании или на обучающих семинарах. Руководители среднего звена - это каста руководителей, о которой не должны забывать топ-менеджеры. И самое главное, что должны помнить руководители: если вы недовольны своим сотрудником, если ваш сотрудник неэффективен, подойдите к зеркалу и спросите у себя, что вы сделали такого, что ваш сотрудник неэффективен. Эти и другие советы давал в программе "Время бизнеса" в эфире TUT.BY директор консалтинговой группы "Здесь и Сейчас" Александр Паньков
Кто такие руководители среднего звена? Кого вообще можно отнести к этому понятию? Руководитель среднего звена - это руководитель подразделения, у которого в подчинении есть сотрудники. В подразделении количество сотрудников может быть разным, от одного до десяти-пятнадцати, иногда до двадцати человек. С точки зрения законов управляемости должно быть до девяти человек, если речь не идет о производстве. Одна из существующих сейчас проблем заключается в том, что в условиях кризиса, после кризиса, перед второй волной в компаниях происходит очень много изменений: они пытаются повысить свою эффективность, пытаются избавиться от балласта, найти новые идеи, производят автоматизацию. Как правило, происходит изменение компании. Но есть закон, который говорит: меняются не организации, а люди. И руководитель среднего звена является связующим между идеями, целями, мечтами топ-менеджеров и непосредственными исполнителями. Именно от руководителей подразделений будет зависеть, насколько эти мечты, цели и задачи будут воплощены в конкретный результат. Если руководитель среднего звена начинает сопротивляться, если у него нет инструментов повышения собственной эффективности - это сильно скажется на общем результате компании, что сейчас и происходит на белорусском рынке. То есть сейчас проблема недостатка руководителей среднего звена актуализировалась? Как правило, 80% назначений на должность руководителя подразделения – внутренние, из хороших исполнителей. Человек в одночасье превращается из профессионала, например, в сфере маркетинга и продаж в руководителя, не имея при этом ни инструментов, ни навыков. Он сталкивается с многими проблемами, потому что начинает отвечать не за себя, а за все подразделение. Ему нужно ставить задачи, контролировать, планировать, а навыков этого мало. С точки зрения программ обучения есть следующая статистика: соотношение программ обучения для топ-менеджеров и для руководителей среднего звена – десять к одному: девятнадцать программ для специалистов и одна для среднего звена. Во многих компаниях долгое время не уделялось внимание руководителям среднего звена. Предполагалось, что они сами поймут, как и что нужно делать, предполагалось, что сработает наставничество, но такой подход, как правило, работает плохо. Мы получаем низкий эффект и непродуктивность: если слаб руководитель среднего звена, то он подбирает соответствующую команду. Кем руководит управленец среднего звена, который "вырос" из исполнителя? Он руководит своими коллегами. И это тоже проблема, которую мы называем "цветочек в проруби". Есть два берега проруби, на одном из которых есть исполнители, а на другом – топ-менеджмент компании. Когда мы назначаем руководителя среднего звена, сотрудники очень быстро понимают, что теперь их начальник должен оценивать, контролировать, он может применять непопулярные методы, заставлять работать, и в этом отношении сотрудники стараются сразу отделиться. "Цветочек" отделяется от этого берега, вот он, молодой руководитель, плывет к другому берегу, а там вышестоящие говорят, что он еще не совсем руководитель, пока он еще "не наш". Менеджер не пристает ни к одному берегу и начинает метаться. Парадокс заключается в том, что чаще всего "цветочек" возвращается к сотрудникам, и мы получаем руководителя, который не реализовывает интересы топ-менеджмента компании, а становится одним из "профсоюзных деятелей" в рамках исполнителей, лоббирует интересы сотрудников. Как в таком случае должно поступать руководство предприятий: нанимать руководителя подразделения со стороны или как-то по-другому работать с исполнителем, который перешел на эту должность? Я склоняюсь к тому, что в рамках компании много интересных ребят, которые могут стать руководителями, но им нужно получить должные компетенции. Теперь они отвечают не за себя, а за все подразделение, и, соответственно, должны научиться планировать собственную деятельность как руководителя и деятельность своих подчиненных. Сюда входит постановка задачи, умение мотивировать сотрудников, умение делегировать при необходимости какие-то поручения и действия, контроль деятельности подчиненных и своей собственной. Иногда в компании в разных подразделениях совершенно по-разному происходит и планирование, и контроль, и организация деятельности. Сломать хорошего сотрудника достаточно легко неуспешностью в руководстве. Подход здесь очень простой. Во-первых, нужно делать это заранее: если вы понимаете, что хотите вырастить руководителя среднего звена, он должен попасть в кадровый резерв. Дальше он должен пройти множество процедур, начиная от личного наставничества со стороны более продвинутых топ-менеджеров, обучения на семинарах, курсах, где он может получить такие же компетенции. Дальше работает метод проб и ошибок, но под присмотром руководителя, который может быстро дать обратную связь и не допустить закрепления этих ошибок. Руководитель среднего звена в потенциале имеет возможность роста в топ-менеджмент. Для мотивации всех сотрудников очень важную роль играет реализация так называемой "американской мечты" в компании: я пришел водителем, стал генеральным директором, значит, у других тоже есть возможность карьерного роста в этой компании. Как быть, когда талантливый менеджер среднего звена, преданный компании и ее идеалам, не может справиться с подчиненными, которые работают неэффективно? Кого нужно обвинять – менеджера или строптивого работника? Если руководитель среднего звена не может справиться со своим подчиненным, то вышестоящее руководство, как правило, оценивает его, а не подчиненных. Оценивается то, дало подразделение результат или нет, а что там происходит – это твоя задача. Нужно внимательно оценить, хватает ли управленческих инструментов у этого талантливого менеджера для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу. Если ко мне приходят руководители и жалуются, что подразделение не справляется с поставленной задачей, я рекомендую подойти к зеркалу и спросить у себя, кто в это подразделение набрал таких людей? Кто главный в этом "сборище"? Очень интересный ответ можно получить. Дальше задайте себе вопросы: что в моей деятельности происходит, когда я беру людей на испытательный срок? Когда я беру молодого сотрудника, у него всегда есть высокая вовлеченность, у него горят глаза и есть желание себя проявить, он хочет остаться в этой компании. Когда проходит испытательный срок, мы получаем не очень инициативного, не очень хотящего, в принципе, достаточно профессионального, но почему-то не очень могущего. Важно понять, почему так происходит, важно оценить свое поведение как руководителя. Как правило, такие вещи возникают, когда очень мало показателей, когда руководитель не может оценить деятельность своих сотрудников. В каждом подразделении планы совершенно разные, но с точки зрения важных подходов, в планах должен быть соблюден ряд определенных жестких требований: обязательно должна быть прописана задача, мероприятия, сроки, ресурсы, ответственный и самое главное – результат мероприятий и показатели. Некоторые руководители говорят: "У нас очень хорошее планирование, но очень плохой контроль". Такого просто не может быть, потому что это – неразрывные вещи. Если планирование хорошее, то однозначно есть показатели, которые можно контролировать. Планирование, организация и контроль – это неразрывные вещи в деятельности любого руководителя. Если что-то выпадает, то планирование не может быть классным, и значит, весь продукт плохой. Существует множество простых управленческих инструментов, которые позволяют повысить эффективность руководителей. Если нужен руководитель какого-то отдела, где его взять? Нужно ли его подготовить, прежде чем бросать в поле? Как развить эффективность его работы? Важно помнить, что лучший сотрудник – это не всегда лучший руководитель. Это часто бывает ошибкой топ-менеджеров. Примеров тому множество: например, выдающиеся спортсмены крайне редко становятся выдающимися тренерами. Точно так же и здесь. Как правило, руководителем становится сотрудник, который показывал довольно хороший результат, у которого есть способности к взаимодействию с людьми. Перед тем, как его назначать, нужно проверить этого сотрудника. В компании, как правило, много всевозможных проектов, и можно попытаться данного сотрудника протестировать в небольших проектах, где ему будет подчиняться небольшое количество людей. В это же время нужно начать его развивать: это может быть как внутреннее обучение и развитие с точки зрения руководителя-наставника, так и обучение на хороших курсах. Более серьезный подход, который осуществляется в крупных компаниях, - это корпоративное обучение для того, чтобы создать единый стандарт в планировании, организации и контроле, чтобы компания работала как часы. Корпоративное обучение дает возможность создать общее информационное поле, перенести на практику знания, которые вы получаете как руководитель. Какие компетенции можно вложить в руки этому руководителю? Можно ли сразу дать ему все бразды правления? Наверное, нет, опыт все равно нужен. Он должен совершать ошибки, потому что без них не обойтись. Есть хорошее выражение: "Хороший руководитель – тот, который в первый раз самостоятельно уволил человека". Но уволил не просто так, а из-за того, что сотрудник имел плохие показатели. Важно донести до руководителя, что увольнение сотрудника – это крайняя мера, когда вы видите, что не можете повлиять на развитие этого сотрудника или такое влияние слишком длительно и дорого. Сначала хороший руководитель должен перебрать механизмы для того, чтобы попытаться вывести сотрудника на новый уровень, посмотреть, "где у этого парня кнопка". В этом отношении мне очень нравится выражение Папанова: "С людями надо разговаривать". С руководителями происходят метаморфозы: очень многие пытаются заменить личный разговор перепиской по электронной почте, по аське. На самом деле, нужно периодически просто садиться и разговаривать, узнать, чем дышит сотрудник, посмотреть его реакцию - это тоже надо уметь делать. Самое смешное, что когда вы начинаете разговаривать с сотрудником, сотрудник начинает совершенно по-другому себя вести, начинает открываться, он видит, что небезразличен и важен для компании, что им интересуются, что есть темы для обсуждения вместе со своим руководителем. Отсюда вытекает ряд компетенций. Одна из основных – это планирование деятельности. Мы обнаружили распространенную ошибку: руководитель планирует сто процентов рабочего времени – с 9.00 до 18.00, все по минутам, себе и своим подчиненным. Руководитель хватается за голову: "20% не выполняем. Мы остаемся до восьми вечера, берем работу домой, но все равно не успеваем". Ошибка заключается в понимании самого процесса планирования. В планировании все дела делятся на три части: активная деятельность, то, что мы делаем, исходя из наших планов; реактивная деятельность, то есть срочные отчеты, незапланированные звонки; и пассив, который есть у каждого сотрудника. В западных компаниях пассив занимает 15-18% рабочего дня. Пассив – это перекуры, чай-кофе, туалет, аська, новости на TUT.BY почитать, что-то обсудить. Это необходимо, иначе человек начинает просто болеть. В белорусских компаниях такой пассив занимает 40-55% рабочего времени. Получается, что из восьми часов рабочего дня только четыре часа сотрудник совершает активную и реактивную деятельность. Как правило, это происходит в тех компаниях, где планирование налажено плохо, где нет показателей эффективности деятельности сотрудников, где мотивация не привязана к конечному результату. Таких компаний много. Никакие технологические перевооружения, замена оборудования, новые рынки не помогут в развитии. Начинать изменения нужно с грамотного планирования рабочего дня. Многие руководители среднего звена пытаются не организовать планирование и мотивировать сотрудников, а своей тушкой закрыть все недоделки сотрудников. Поэтому они сидят допоздна, пытаются переделать и доделать все самостоятельно. Такая бесконечная ситуация приводит к эффекту выжатого лимона. Через некоторое время руководитель отдела начинает болеть, и наши медицинские центры счастливо выписывают "золотую карточку" руководителю: ты – наш. Как руководитель должен найти подход к каждому сотруднику? Как можно заставить весь отдел работать? Многие изменения, которые происходят в компании, осуществляются с помощью директивного стиля управления: приходит руководитель в отдел и говорит, что отныне придется заниматься планированием. Менеджеры по продажам воспринимают нововведение в штыки: в то время, как можно было сделать три важных звонка, ему нужно составлять планы. Сопротивление очень высокое, и оно постоянно нарастает. Первое, что нужно сделать, - это понять, что любое изменение, которое вы хотите провести, практически нереально сделать в директивном стиле. Нужно вовлекать персонал в поиски того, как лучше эти изменения провести. Если сотрудник понимает, зачем ему планирование, он сам поможет руководителю это сделать, у него появляется вкус к работе. Жесткий подход, как правило, ни к чему хорошему не приводит. У нас же стиль управления очень жесткий, директивно-административный, который подавляет всю инициативу у сотрудников. Необходимо садиться и разговаривать. Руководитель должен четко понимать: чем больше он занимается непосредственной профессиональной деятельностью и уделяет меньше времени управлению, тем хуже будет его результат. Нужно уменьшать эту деятельность и перекладывать ее на подчиненных и больше заниматься управлением, планированием, поиском кнопок в своих сотрудниках, разговорами с ними. Какой совет можно дать топ-менеджменту: впускать ли этот "цветочек" на свой берег или лучше подождать? Обязательно впускать. Если мы хотим получить хорошего руководителя, его нужно сразу впускать в отряд руководителей и всячески помогать тем инструментарием, который позволит руководителю быстрее стать руководителем. Что это за инструментарий? Вариантов достаточно много. Для того, чтобы правильно спланировать рабочее время, ни в коем случае нельзя планировать сто процентов рабочего времени, нужно оставлять зазоры. Эффект потрясающий: люди делают зазоры на пассив, при этом делают гораздо больше, чем делали раньше. В качестве инструмента работает выбор приоритетности: если у меня есть шесть дел, нужно определить приоритетные, правильно выстроить их. Чтобы определить мотивацию сотрудников, есть несколько инструментов, как это сделать: провести беседы, опросы, с помощью которых можно понять, что происходит. Важно определить, с какими ожиданиями придет сотрудник ко мне в компанию. Попросите назвать пять вещей, которые должны произойти в компании, чтобы сотрудник сказал: "Это моя компания, я буду в ней долго работать". Или попросите назвать пять причин, после которых сотрудник однозначно примет решение уйти из компании. Вывод очень простой: вы сравниваете ожидания сотрудника с существующей в компании ситуацией и определяете, совпадают ли его ожидания с вашими. Эти простые технологии дают возможность стать более эффективным руководителем. Такие управленцы, как правило, начинают достаточно быстро двигаться дальше. Какие наиболее типичные ошибки вы можете назвать со стороны топ-менеджмента по отношению к руководителю среднего звена, со стороны руководителя среднего звена к топ-менеджменту и своим подчиненным? Чего нужно избегать в первую очередь? Самая страшная ошибка – когда руководитель среднего звена пытается собой закрыть все дела. Сотрудники быстро это определяют и расслабляются, а руководитель вынужден напрягаться, чтобы показать результат. Но вышестоящее руководство будет оценивать эффективность работы подразделения в целом, а не результаты работы отдельных исполнителей. Ошибка топ-менеджеров заключается в том, что они полагают - раз положение в компании достаточно хорошее, то молодой специалист, посмотрев на успешных руководителей, должен перенять их опыт и самостоятельно стать хорошим управленцем. Этого не проходит. Менеджеру среднего звена нужно помочь войти в отряд руководителей. Еще одна из проблем руководителей подразделений – зацикленность на материальной мотивации. Она, безусловно, важна, но при этом не менее важно выстраивание личных отношений, когда менеджер понимает, почему сотрудник сегодня пришел в плохом настроении, когда руководитель реагирует на изменение его активности. Не все можно решить деньгами, ресурсов очень много. Со стороны вышестоящих руководителей распространена такая ошибка, когда молодому руководителю не дают возможности влиять на мотивацию сотрудников, особенно на денежную. "Убить" руководителя среднего звена можно очень просто, когда после назначения вышестоящий руководитель дает задание сотрудникам, минуя руководителя подразделения, нарушая принцип иерархии. Нужно четко понимать, что субординация - очень важная вещь для качественного роста руководителя. Если топ-менеджер видит, что руководитель подразделения не справляется, что проще – перевоспитать его, научить или назначить нового? Важно понять мотив руководителя среднего звена. Если вы видите, что у человека не получается, у него нет желания, он необучаем, негибок и у него не горят глаза стать управленцем - не надо мучиться. Его учить бесполезно, лучше поменять. Если топ-менеджер решает обучить руководителя среднего звена, он должен хорошо поработать с его мотивацией. Механизмов мотивации много, начиная от рейтингов по оценкам преподавателей: лучшие из лучших имеют право на дополнительный бонус с точки зрения дальнейшего карьерного роста, а худшие оказываются на грани понижения в должности. Самое страшное для компании – когда сотрудники приходят в зону комфорта. Все выдающиеся компании – это те, в которых руководители все время пытаются выдернуть компанию в зону развития, в зону дискомфорта, где есть несоответствие знаний и навыков с потребностями, и люди готовы их повышать. Должна быть постоянная битва. Как только компания попадает в зону комфорта, она начинает сдавать свои позиции и рано или поздно ей приходит физический конец. Можете ли вы назвать пример хорошего руководителя среднего звена на территории нашей страны? У нас достаточно много компаний, которые серьезно относятся к подготовке управленцев. Сейчас, для того, чтобы повысить свою эффективность, очень активно этим занимаются в банковской сфере для. Огромное внимание руководителям среднего звена уделяется в холдинге "Атлант-М", в нашей компании. Но в целом, число таких компаний не превышают 20-25% от общего количества. Хотя сильная команда руководителей, способных зажечь своих исполнителей на большие подвиги может быть интересным временным конкурентным преимуществом. Появляется большое количество программ для обучения руководителей среднего звена. Эффективность производства упала в связи с падением объемов и отсутствием сокращений. По технологии Всемирного банка, при падении доходов пропорционально должна сокращаться численность персонала. Если отрасль упала в два раза, то и численность персонала должна сократиться в два раза, чтобы сохранить эффективность производства. Если посмотреть на нашу промышленность, мы увидим совершенно другие цифры: мало того, что производительность труда и без того была невысокой по сравнению с мировыми компаниями, в условиях кризиса она откатилась еще дальше. Сейчас этим нужно заниматься. Компания может эффективно работать, если сможет собрать хорошую команду, и меньшим числом будет добиваться больших успехов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Руководитель среднего звена – это проводник всех идей, целей, ценностей к исполнителям. Топ-менеджеры разрабатывают стратегии, а задачей руководителей является перенесение этого стратегического видения в практику.
|
|