"100 дорог": Робот против белорусов?. 21.by

"100 дорог": Робот против белорусов?

10.02.2010 16:37 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В министерствах роботизацию молочных ферм называют достойным почином, на селе – произволом и войной машин. Несмотря на то, что роботы-дояры пока не пытаются взбунтоваться и захватить Синеокую, сельские жители видят в автоматах корень всех бед. В свою очередь роботы слепо повинуются трем законам робототехники. С поправкой на молоко.
Закон №1

Робот-дояр не может причинить вред человеку и животному или своим бездействием допустить, чтобы им был причинен вред.

Автоматические доильные системы, или роботы-дояры, впервые появились в 1992 году в Нидерландах. Призвание электронного доильного механизма состояло в значительном снижении трудоемкости процесса доения, сокращении времени работы фермеров и замене целой лаборатории по контролю качества продукции. А это – новый уровень рентабельности и оптимальное соотношение между бизнесом и качеством жизни.

Молочная ферма Верхнедвинского района – своего рода эксперимент, на который решился местный новатор Владимир Корсун, директор СПК "Соколовщина". Ему удалось выбить кредит для покупки электродояра, что вызвало откровенную зависть у соседних хозяйств. По их мнению, поступок Корсуна скорее безрассудный и нерачительный. На деньги, которые были вложены в покупку сложного механизма, можно было оборудовать несколько стандартных молочных ферм и прокормить с десяток розовощеких доярок.









О том, что внедрение автоматической доильной установки на небольших фермах повышает надой молока до 15 % и способствует сравнительно быстрой окупаемости, уже давно кричат зарубежные специалисты. Хотя и здесь нашлись скептики, которые заявляют, что само по себе автоматическое доение не повышает надои по сравнению с обычным трехразовым доением. Правда, и те, и другие находят очень важный плюс роботов – технология "добровольного" доения дает животному право выбора времени и частоты посещения доильного бокса. Демократия добралась даже сюда. Судя по тем очередям, в которые выстраиваются верхнедвинские буренки в погоне за нетрадиционным доением, свобода такого выбора их вполне устраивает.

Появление на ферме робота привнесло в рабочую жизнь дояров-людей острые ощущения.
– В первое время было очень страшно с компьютером работать. Цифры на мониторе. Не знали, что делать, если программа собьется. Зато теперь мы с ним почти на "ты", – вспоминают рабочие фермы.
Закон №2

Робот-дояр должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, и выполнять свои функции при условии, что он сам не представляет ни для кого никакой опасности, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.

Главные части робота – это рука, способная совершать специальные движения в трех плоскостях, система очистки сосков и вымени при помощи щеток и моющего раствора, устройство для надевания и снятия доильных стаканов, контрольные и сенсорные приборы, компьютер, интерфейс, программное обеспечение, система контроля качества и так далее.

Доильные роботы способны трудиться круглые сутки. Из этого времени 21 час отводится на молочные процедуры, а три часа используются для очистки и дезинфекции автоматизированной системы. Прекрасная половина крупнорогатого скота совершает сеанс электронно-механического общения с автодояром в среднем два-три раза в сутки.









Умная машина заманивает животное в бокс специальным лакомством. Пока корова лакомится, автомат ее взвешивает и сканирует лазером вымя на предмет наличия в нем молока. Система контроля качества определяет его цвет, электропроводность, температуру, кислотность. Вымя проходит обязательную обработку специальным раствором. Аккуратно, но не всегда с первой попытки автодояр своей чудо-рукой надевает на предмет коровьей гордости доильные стаканы, после чего начинается таинство доения.

Можно смело сказать, что автосистема знает каждую корову в лицо в буквальном смысле. История жизни и медицинская карта всех жительниц молочной фермы хранится в файлах компьютера. Каждой корове в ошейник вшит электронный чип для связи с роботом.

– А коровам нравится? – спрашиваем мы, увлеченно наблюдая за процессом.
– Еще бы, – хитро улыбается оператор. – Разве такая жизнь может не нравиться? Не верите – сами у них спросите.

Коровы пускаются на разные хитрости, пытаются влезть без очереди, оттесняя соперниц, и все ради лакомства. Только чистокровного автоматизированного голландца просто так не обойдешь. К той рогатой красавице, которая недавно доилась, аппарат не притронется. Выход откроется автоматически через пару минут, и буренку, которая пыталась влезть вне очереди, выпроводят восвояси без добавочной порции сладостей.

Удовольствие от сеанса электросвязи длится около восьми минут, но и этого вполне достаточно для того, чтобы рогатые красавицы выстраивались друг за другом в терпеливо-томительном ожидании. Некоторые, пытаясь остановить обильное слюноотделение в преддверии "вкусного" доения, начинают облизывать близстоящих соседок, которые, кстати, совсем не против таких приставаний.

После каждой барышни положена обязательная дезинфекция деталей, имеющих очень близкое отношение к процессу удовольствия: щетки обрабатываются паром и промываются, после десяти доек предусмотрено специальное промывание. Удовольствие удовольствием, а безопасность превыше всего. Кроме того, три раза в сутки весь механизм подвергается полной дезинфекции.
Закон №3

Робот-дояр должен оставаться в целости и сохранности во время его
использования, если только его уничтожение не продиктовано соображениями
безопасности или если это не входит в его функцию заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам.

Теоретически голландское чудо может проработать не один десяток лет. Насколько растянется жизнь робота-дояра в белорусских условиях, сказать сложно. Производитель робота предполагает, а белорусский труженик располагает. Появление в колхозных пенатах робота пришлось по вкусу далеко не всем ударникам сельского труда. Машина работает круглые сутки и без зарплаты составляет нездоровую конкуренцию алкоголикам и тунеядцам, которых до недавних пор приходилось терпеть на фермах из-за отсутствия достойной альтернативы. Так что предсказания фантастов о бунте людей и тайных диверсиях могут статья явью.









Пока же присутствие людей на робоферме практически сведено к нулю. Один человек за смену обслуживает 75 животных. Всего же при коровах находятся два оператора и двое рабочих. Работа у них, как они говорят сами, "непыльная". Подключил – и будь здоров.

Буренки при таких условиях – олицетворение бесконечной неги и спокойствия.

– У вас какие-то коровы спокойные, – не выдерживаем мы. – Вы им, наверное, массаж делаете?
– А что им, – улыбается работник фермы. – Поели, попили, подоились – и свободны. Компьютер обо всем позаботился.

Электронный дояр заботится не только о здоровье животного, его молочном достоинстве и комфортном доении, но и о фигуре буренок. Коровьи формы нужно постоянно поддерживать. Фактически за ними идет круглосуточная слежка. Пышнотелость или худосочность тут же регулируются с помощью рациона. Неподалеку от фермы находится кормовая станция. Здесь, согласно предписаниям электронного дояра-ветеринара-пастуха, для обитательниц робофермы подбирается индивидуальный рацион. Каждая корова получит именно тот набор витаминов, минералов и питательных веществ, которых не хватает ее организму.













В Голландии, да и в других странах, где развито молочное скотоводство, электронные дояры уже давно не являются чем-то "из ряда вон". Последних 15 лет за границей интерес к автодоению только растет. По мнению немецких специалистов, к 2025 году роботы займут доминирующее положение на небольших фермах. У нас же системы подобного рода установлены всего на нескольких хозяйствах Витебской и Гродненской областей, несмотря на главный плюс умного механизма – значительное сокращение расходов на оплату труда. Скорее всего, наших молочных производителей отпугивает другая статья расходов – стоимость мистера "доильное совершенство". В Европе, по разным источникам, цена на электронных дояров колеблется от 80 до 170 тыс. евро. Правда, их себестоимость постоянно снижается. Еще одна важная проблема – как показывает практика, при внедрении роботов нужен особый подход к дойному стаду, то есть тщательная выбраковка коров. Увы, для доильных стаканов системы подходит только вымя определенного размера.











Наши хозяйственники предпочитают на опыте "нерачительных новаторов" проверить, сможет ли робот быть более "усердным" дояром, чем классические операторы машинного доения. Тот факт, что машина не уходит в запой, а коровы просто трепещут от соприкосновения с ней, уже грозит перечеркнуть советский подход к получению молока.
 

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог":

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог": Узда – родина белорусских талантов и гениев

"100 дорог": Золотой бройлер

"100 дорог": Чем занимается подшефный колхоз "Витэкса"?

"100 дорог": Узденская швейная фабрика в руках частника. Первые результаты

Технический партнер проекта


 
СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by.
 
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by.



 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Корреспонденты ET CETERA стали свидетелями "войны машин"
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика