Ключевой вопрос
16.02.2010
—
Новости Экономики
|
Проблемы размера арендной платы обсуждались 12 февраля на заседании Совета по развитию предпринимательства.Скажем прямо, квартирный вопрос - один из ключевых для малого и среднего бизнеса в Беларуси. В принципе, это неудивительно - мало кто из отечественных предпринимателей имеет в собственности необходимые площади, а арендные ставки в нашей стране, мягко говоря, кусаются.
Решить вопросы аренды должен был президентский Указ № 518 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом", вступивший в силу 1 января этого года. Однако этот нормативный акт в большей степени породил новые проблемы, нежели решил старые. Многие предприниматели отмечают, что арендная плата после вступления в силу указа выросла. Некоторые субъекты хозяйствования заявляют, что арендная плата выросла в три раза. С экономической точки зрения рост арендной платы означает повышение постоянных издержек. То есть таких издержек, которые приходится нести независимо от количества выпущенной и реализованной продукции, товаров, работ или услуг. Это, в свою очередь, перемещает точку безубыточности вверх. То есть, чтобы компенсировать арендные платежи, теперь необходимо иметь большую выручку. Для малых предприятий с их вечной нехваткой капитала рост постоянных издержек весьма и весьма чувствителен. Однако, если посмотреть на утвержденные указом арендные ставки, то можно убедиться, что плата за аренду вырасти не должна была, более того - она должна была снизиться... Но дьявол, как известно, кроется в деталях. В нашем случае - в коэффициентах. Указ, например, позволяет в зависимости от спроса на помещение применять коэффициент от 0,5 до 3. Очень часто чиновники применяют максимальный или близкий к таковому коэффициент. Также совершенно непонятно, для чего используется повышающий коэффициент 3 при аренде площадей для размещения руководителей, а также бухгалтерских, кадровых и юридических служб. Почему чиновники желают за кабинет директора брать втрое больше, нежели за кабинет рядового сотрудника? Неужели руководителей, бухгалтеров и юристов рассматривают как своеобразных паразитов на теле трудового народа, от которых нужно избавиться? И разве неясно, что без начальства никакая организация существовать не может? Особенно много вопросов возникает в случае, когда руководитель, бухгалтер и производство размещаются в одном помещении. Как в этом случае должна взиматься арендная плата, непонятно. Одни чиновники утверждают, что повышающий коэффициент в таком случае применяться не должен, другие же предпочитают противоположную точку зрения. Другая проблема - разного рода коэффициентов в указе много, и порядок их применения трактуется двояко. Например, некое предприятие занимается исключительно оказанием услуг и на этом основании вправе претендовать на понижающий коэффициент 0,4. В одной строчке указа написано, что этот коэффициент применяется ко всем арендуемым предприятием площадям, в том числе и к кабинету директора. То есть за директорский кабинет аренду должны брать с повышающим коэффициентом 3, но также применять и коэффициент 0,4. Однако чиновники показывают на другую строчку и на этом основании понижающий коэффициент не применяют. И подобных примеров можно привести множество. Правда, чиновники, похоже, смотрят на жизнь намного более оптимистично, нежели предприниматели. Например, первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу (ГКИ) Сергей Пятков заявил, что из-за новых условий аренды, утвержденных Указом президента № 518, не должно произойти роста арендных ставок, сообщило агентство БелаПАН. "Мы предполагаем, что арендная плата после заключения новых договоров аренды по сравнению с IV кварталом 2009 года практически не увеличится", - сказал чиновник. По его словам, такая норма закладывалась в указе, и ее соблюдение отслеживается. "Ведется мониторинг заключенных договоров аренды, а также разъяснительная работа с государственными органами, предприятиями и другими арендодателями. Даны рекомендации сохранить аренду на прежнем уровне", - уверял представитель ГКИ. Ссылаясь на предварительные данные мониторинга, он сообщил, что повышения аренды "практически нет". При этом, по его словам, со стороны арендодателей были попытки увеличить арендные ставки в 1,5-2 раза, которые были снижены "после проведения разъяснительной работы". С. Пятков пояснил, что Госкомитет по имуществу рассмотрел несколько обращений, в которых говорилось, что арендные платежи возросли в два-три раза. "Но когда мы начинаем считать вместе, там арендодателем закладываются совершенно другие коэффициенты", - сказал он. Однако С. Пятков все-таки считает необходимым внести изменения в Указ № 518. Представитель комитета пояснил, что изменения потребовались из-за различий в толковании документа, хотя указ, по его мнению, "дает возможность четко определять размер арендой платы". "Все возникающие вопросы будут анализироваться в зависимости от поступающих запросов, и по мере их накопления будут готовиться разъяснения, которые выльются в постановление правительства", - сказал чиновник на заседании Совета по развитию предпринимательства. Кроме того, вопросы, которые не подлежат разъяснению на уровне Совета министров, Госкомимущество предлагает уточнить посредством указа президента. В свою очередь замглавы Администрации президента Леонид Анфимов, комментируя неопределенность вокруг аренды, отметил, что указ, который требует дополнительных разъяснений, не может быть хорошим указом. "Любой нормативный акт должен быть самодостаточным. Если мы начинаем указ трактовать по-разному, значит, при его разработке подошли формально и поверхностно", - сказал Л. Анфимов, комментируя предложения Госкомимущества. Так что, весьма вероятно, указ об аренде претерпит изменения, и многие проблемы предпринимателей будут решены. Не сегодня, так через год. С другой стороны, пока чиновники обсуждают способы решения проблем, белорусский бизнес платит за аренду помещений. И платит много. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Проблемы размера арендной платы обсуждались 12 февраля на заседании Совета по развитию предпринимательства. |
|