После того, как Россия начала методично урезать Беларуси дотационный паек, понятие суверенитет для здешней власти плавно перекочевало из идеологической терминологии в экономическую. А вслед за этим пришло, можно предположить, и понимание, что независимость действительно стоит дорого и требует постоянных вложений, заработанных не только удачной конъюнктурой.
«Я не хочу, чтобы даже оппозиция здесь думала, что мы приехали сюда, чтобы где-то по большому счету или по мелочам заработать. Мы в Венесуэле заработали главное — доверие вашего народа. Конечно, мы будем просить вашей поддержки в это сложное для нас время. В чем сложность, я уже публично говорил. Но это не связано с деньгами, есть вещи поважнее. Это касается нашего суверенитета и независимости — дороже ничего быть не может». Александр Лукашенко, 15 марта 2010 г., Каракас
Однако ход экономических преобразований в стране, спешно затеянных в самый разгар кризисного процесса, вынуждает сделать еще одно предположение — понимания того, как самим обеспечить финансовый фундамент суверенитета, у белорусской власти, увы, все еще нет. Зато есть неуемное желание перезапустить годами работавшие серые схемы, лишь изменив их российское наполнение на что-нибудь иное.
Вопреки всем усилиям по диверсификации экспортно-импортных операций и прямым приказам главнокомандующего хоть чайными ложками возить белорусские продукты даже туда, где их не ждут, экономические векторы торили дорогу по пути наименьшего сопротивления, прогнозируемо вырулив на Иран и Венесуэлу. Экономический потенциал этих стран, учитывая запасы углеводородов, привлекает к ним не одних белорусов. Но Минску договориться с Тегераном и Каракасом оказалось в разы проще — в силу близости политических режимов и особых отношений со столицами мировой демократии.
И в Иране, и в Венесуэле Беларусь активно пускает корни. Но конфликт вокруг поставок российской нефти на белорусские НПЗ, судя по всему, потребовал серьезного ускорения этого процесса и личного вмешательства генератора идей. По-видимому, не случайно договоренность о поставках нефти из Венесуэлы в Беларусь, облетевшая уже все мировые СМИ, была озвучена в первый же день официального визита Лукашенко в Каракас.
Стоит отметить, что возможность использования белорусскими НПЗ венесуэльской нефти рассматривалась и ранее, а с началом конфликта вокруг экспортных пошлин на российскую нефть лишь актуализировалась. Но такой вариант был лишь теорией, так как даже приблизительные подсчеты однозначно говорили о его экономической невыгодности. С учетом затрат на доставку в Беларусь венесуэльская нефть проигрывала даже отягощенной пошлинами российской.
Вряд ли за последние дни применяемые для этих расчетов показатели изменились настолько, что трансокеанские поставки нефти вмиг стали чудо как выгодными.
«Я бы назвал это демонстрацией деформированной экономической логики, — отметил «Белорусским новостям» руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. — Иногда складывается впечатление, что в кабинетах у наших чиновников нет ни карт, ни глобусов».
Впрочем, официальному Минску порой для принятия решения не требуются даже калькуляторы, особенно если эти решения диктуются сугубо политическими соображениями. В ситуации с поставками нефти из Венесуэлы напрашивается предположение, что этой договоренностью с Чавесом официальный Минск пытается утереть нос Кремлю. Мол, не пропадем и без вашей нефти.
Леонид Заико, впрочем, сомневается, что такой политический месседж будет иметь хоть какой-то эффект: «В Кремле это вызовет только смех, так как у них-то точно калькуляторы есть». А если даже в их расчетах и не все сходится, как в случае со строительством транзитных нитей в обход Беларуси, то Россия может это себе позволить.
У Беларуси лишних денег на демонстративно политические проекты точно нет. Если, конечно, выгоды нефтяного сотрудничества Минска и Каракаса не скрыты в тонкостях договора, подробности которого, конечно, на всеобщее обозрение выставляться не будут.
Некоторые эксперты уже предположили, что на самом деле венесуэльская нефть до Беларуси не доедет, а будет перерабатываться на одном из заводов в Западной Европе и там же реализовываться.
Экономист Леонид Заико также не исключает, что нефтяная договоренность Беларуси и Венесуэлы «связана с чем-то, о чем не говорят вслух»: «Возможно, что нефть будет доставаться Беларуси вообще бесплатно взамен на какие-то услуги, о характере которых можно лишь догадываться».
Официальному Минску порой для принятия решения не требуются даже калькуляторы, особенно если эти решения диктуются сугубо политическими соображениями...