С приходом кризиса почти во всех государствах, соседствующих с Беларусью, стали предрекать исчезновение среднего класса. В самой же Беларуси 75,7% граждан оценивают свой достаток как средний. Однако уровень доходов и стоимость жизни в отдельных частях мира весьма отличаются, поэтому и понятие "средний класс" часто имеет национальную окраску. Более того, рядовые жители не склонны рассуждать о "среднем классе" вообще, они предпочитают концентрировать внимание на среднем достатке, позволяющем им не называться ни богатыми, ни бедными.
Современное звучание термин "средний класс" приобрел в Америке, а после в Европе. Позже к нему стали примериваться страны, которые все свои экономические успехи оценивают по американским или европейским стандартам. На этом основании и анализ среднего класса применительно к любой стране целесообразно проводить с учетом модели, принятой на Западе.
В самом обобщенном виде средний класс может быть определен следующими критериями его соответствия: обычаям и традициям, принятым в стране; определённому образу жизни; так же в списке духовные ценности, образование, свобода: личная и потребительская, собственность на средства производства, величина и структура расходов и, наконец, доход/зарплата.
С точки зрения прагматичного рыночного подхода наиболее интересно проследить, как потребительская свобода связана с доходом или с зарплатой, которую человек получает и имеет в своем распоряжении. При этом следует учитывать, что доход не определяет принадлежность к среднему классу автоматически. Доход является входным билетом в средний класс. Если вы уже заработали необходимую сумму, то это может послужить толчком, чтобы начать учитывать и "примерять" на себя остальные пять, шесть или семь критериев среднего класса, чтобы стать полноправным его членом.
Средний класс в США начинается от зарплаты хотя бы в 2000 долларов в месяц или 1000-1400 долларов дохода на члена семьи. Ниже 500 долларов - бедность. Ниже 100 долларов - нищета. Аналогичные (± 20 процентов) показатели в Англии, Германии, Японии и других развитых странах.
Следует обратить внимание и на то, что зарплата в 2000 долларов примерно соответствует уровню дохода от 1200 до 1500 долларов в месяц на человека, включая так называемых иждивенцев: детей, неработающих членов семьи и пр. Таким образом, доход в 1000 долларов в месяц на человека является фактически средней цифрой для развитых стран. Она может быть и несколько выше, как в США - 1400, в Великобритании - 1200-1400 или Германии - 1200-1300. В таких странах, как Португалия и Испания, эта планка может опускаться до 750-800 долларов в месяц на человека, а в Дании или Швеции, наоборот, подниматься до 1500-1700 долларов. Такие колебания зависят и от налоговой системы, и от традиций ценообразования, и от социальной системы и других факторов (в том числе и от изменения курса валют).
Увеличение числа людей, относящих себя к среднему классу, наблюдается в моменты либо бурного развития рынка, либо его структурной стабилизации. Очевидно, что в связи с кризисом на всем постсоветском пространстве (да и не только на нем) происходит обратное. До настоящего времени в Беларуси и сопредельных с ней государствах рост числа людей, которые могли бы причислить себя к среднему классу, шел, по сути, за счет двух основных факторов.
Первый из них - цены на энергоносители, благодаря которым Россия стала активным потребителем многих товаров, предлагаемых соседями. Этот же фактор позволял, к примеру, Беларуси зарабатывать на реэкспорте нефти и продаже в Европу продуктов нефтепереработки, что вкупе с удачной конъюнктурой на рынке калийных удобрений дало возможность для формирования белорусского среднего класса даже в пределах бюджетной сферы. Второй фактор - это вступление в Евросоюз прибалтийских стран, которые также занимались транзитом российского сырья и, кроме того, получали кредитную поддержку от старожилов Евросоюза (правда, в обмен на деиндустриализацию и значительное уменьшение объемов сельскохозяйственного производства).
Но с приходом кризиса почти во всех этих государствах стали предрекать или даже констатировать исчезновение так называемого среднего класса. Это подтверждается и социологическими исследованиями ожиданий граждан. Однако Беларусь в этом отношении оказалась на удивление оптимистической страной.
Так, результаты социологического мониторинга "Общественное мнение о социально-политической ситуации в Республике Беларусь" в 4-м квартале 2009 года, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации президента, показали, что две трети граждан, или 75,7%, относят себя к группе со средним достатком. Богатыми себя считают 0,7% респондентов. К бедным причислило себя 20% опрошенных, а к находящимся за чертой бедности - 1,8%. На вопрос: "Уверены ли вы в завтрашнем дне?" - утвердительно ответило более 60% населения. Отрицательный ответ дали около 35%.
Следует отметить, что данные независимых исследовательских центров практически совпадают с этими официальными цифрами. Однако, по мнению многих экономистов, кризис в Беларуси только набирает обороты, поэтому, возможно, оптимизма у белорусов скоро поубавится.
Результаты мониторинга подтверждают и факт, что люди, причисляющие себя к среднему достатку, и принадлежащие к среднему классу, - это две разные группы. И, если исходить из того, что пропуск в средний класс обеспечивает доход в 1000 долларов на человека, то среднего класса как такового в Беларуси пока нет. Разумеется, в стране есть семьи, ежемесячный доход которых достигает 1000 долларов на человека. Но из-за своей малочисленности они вряд ли образуют класс. Для сравнения, средний класс в западноевропейских странах составляет 55% от всего населения, потому он и называется классом.
Отсутствие среднего класса в Беларуси очевидно и потому, что средняя зарплата в стране равна примерно 350 долларам США. Но зарплата - это еще не доход на каждого члена семьи. Но, скорее всего, именно такая сумма на каждого члена семьи воспринимается белорусами как право причислить себя к уровню со средним достатком. Стандартная семья из четырех человек, имеющая ежемесячный доход в 1400 долларов (или примерно 4 140 000 рублей), уже стоит на пороге вступления в "белорусский" средний класс или даже перешагнула его. Это приблизительно те же самые деньги, которые после уплаты всех налогов должен иметь западноевропейский или американский представитель среднего класса.
Однако при таком сравнении не стоит упускать из виду специфику расходов. Другими словами, американец, получающий "чистыми" 1400 долларов, не может похвастаться тем, что живет лучше белоруса ровно в четыре раза. Вообще, чтобы сравнивать "середняков" развитых стран и "середняков" из стран, подобных Беларуси, важно также учитывать все упомянутые выше критерии определения среднего класса.
Например, высшее образование в Беларуси можно получить бесплатно. Если же за обучение кто-то платит, то доходы соответственно в этом случае будут значительно ниже по сравнению с США. Однако цены на недвижимость в пропорции к доходам, в отличие от американских и европейских, по сути, ограничивают права многих белорусских "середнячков" на недвижимость и свободный выбор места жительства (тут мы имеем дело с ограничением не только потребительской, но и личной свободы).
Нет среди белорусов и достаточного количества предпринимателей, которые обеспечивали себе подобные доходы. Не могут они похвастаться и собственностью на средства производства. В Штатах или Западной Европе чуть ли не каждый является акционером. Зато наша традиция всячески поддерживать детей, уже живущих своими семьями, с одной стороны, вроде бы способствует тому, чтобы молодые люди как можно раньше могли почувствовать себя "середняками" (такая же традиция свойственна Италии, Испании, но почти отсутствует в США). Правда, с другой стороны, белорусские пенсионеры не имеют тех накоплений, которые имеют люди их возраста на Западе, а из-за общей их численности являются, наоборот, препятствием для роста среднего класса.
Если вернуться к денежному выражению такого явления, как средний класс, то в современной Беларуси были шансы приблизиться к западноевропейским или американским меркам. Согласно обещаниям правительства, в 2010 году средняя зарплата белорусов должна была возрасти до 500 долларов, а ранее декларировались намерения довести ее до 700, а то и 1000 долларов.
Но жизнь показывает, что этого может не случиться. Еще менее вероятно, что более половины населения страны смогут столько зарабатывать. Если же соотнести темпы прироста средней заработной платы и расходов, то картина может еще усугубиться, не говоря уже о вышеупомянутых критериях принадлежности к среднему классу. В общем, средний класс, который на Западе является гарантией динамического развития государства, для Беларуси - не пример и не самоцель. А если учесть, что в стране так много довольных своим средним достатком людей, то похоже этот вопрос дебатироваться в обществе будет еще не скоро.
С приходом кризиса почти во всех государствах, соседствующих с Беларусью, стали предрекать исчезновение среднего класса. В самой же Беларуси 75,7% граждан оценивают свой достаток как средний. Однако уровень доходов и стоимость жизни в отдельных частях мира весьма отличаются, поэтому и понятие "средний класс" часто имеет национальную окраску. Более того, рядовые жители не склонны рассуждать о "среднем классе" вообще, они предпочитают концентрировать внимание на среднем достатке, позволяющем им не называться ни богатыми, ни бедными.