Не пугайте инвесторов
31.03.2010
—
Новости Экономики
|
![]() Как правило, потенциальные инвесторы - это бизнесмены со стальными нервами. Наверняка они уже слышали страшные истории об особенностях ведения бизнеса в Беларуси. Скорее всего, они изучали рейтинги Doing Business2010 и имеют представление о простоте налоговой системы и о порядке осуществления внешней торговли. Возможно, они даже в курсе, что льготы, предусмотренные когда-то Инвестиционным кодексом (в т.ч. освобождение по налогу на прибыль, таможенным платежам и т.п.), однажды пропали и сейчас возрождаются лишь в отношении предприятий, расположенных в сельской местности, либо действуют для избранных инвестиционных проектов. Впрочем, потенциальные инвесторы все же существуют и готовы заниматься бизнесом в Беларуси. Для доступа к максимальному объему возможных льгот им требуется заключить инвестиционный договор. По декрету N10 инвестиционный договор может быть заключен на трех уровнях, самый высокий из которых предполагает наличие решения Совмина и согласование с президентом. Такие инвестиционные договоры предусматривают предоставление инвестору «льгот и преференций, не установленных законодательными актами», т.е. теоретически любых. Однако даже в случае заключения договора на основании решения облисполкома инвестор получает минимальный пакет послаблений - в основном это льготы при осуществлении строительства, получении земельных участков и ввоза оборудования для реализации проекта. Инвестдоговор составляется на основании утвержденной постановлением Совмина N1499 от 06.11.2009г. примерной формы, в которую в начале марта были внесены изменения. Представьте реакцию потенциального иностранного инвестора, узнавшего о том, что у него появляется дополнительная обязанность «не предпринимать каких-либо действий, направленных на приобретение преимуществ в инвестиционной деятельности, которые противоречат требованиям добросовестности и разумности и могут причинить убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации, а также не предпринимать каких-либо действий (бездействий), направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, причинение вреда правам, свободам и законным интересам потребителей». В случае, если инвестор не соблюдает обязательства (а обязательство, согласно ст.288 ГК, может включать и предусмотренную договором обязанность воздержаться от каких-либо действий), то ему полагается «возместить… затраты, связанные с предоставлением ему льгот и преференций…». Наверняка инвестор сможет прибавить сумму возможных штрафных санкций к своим немалым инвестиционным вложениям и оценить перспективность ведения бизнеса при наличии такого риска, а вот адекватно оценить сам риск - вряд ли. На первый взгляд новая обязанность инвестора может показаться совсем странной: государство дает ему инвестиционные льготы, но он не должен совершать действия, «направленные на получение преимуществ», которые противоречат абстрактным требованиям «добросовестности и разумности», и причинять убытки конкурентам. Но ведь сам факт заключения инвестиционного договора предполагает наличие льгот, которых у конкурентов нет, а это может снизить себестоимость, поднять конкурентоспособность продукции и превратить инвестиционный договор в грандиозную ловушку. Разумеется, таким образом толковать нормы права нельзя. Можно рассуждать о правовой категории «добросовестное поведение», вспоминать, что по гражданскому законодательству убытки могут быть причинены противоправным поведением и т.п. Однако, какое толкование ни выбирай, останется последний вид запрещенных действий, «…направленных на причинение вреда правам, свободам и законным интересам потребителей». Обидеть потребителя может каждый, особенно с учетом прогрессивного белорусского законодательства о защите прав указанной категории лиц. Значит ли это, что факт нарушения прав одного потребителя может повлечь взыскание денежного эквивалента всех инвестиционных льгот? При формальном прочтении обязанности - да, значит. При этом, очевидно, необходимо, чтобы действия нарушителя были злонамеренными, а не случайными, а т.к. с определением вины юрлица существует довольно много различных нюансов, многие инвесторы могут предпочесть не рисковать. Законодатель хотел, конечно же, как лучше. И задумывалась эта норма не с целью напугать иностранных инвесторов, а чтобы оградить национальную экономику от субъектов, активно злоупотребляющих своими правами и осуществляющих недобросовестную конкуренцию. Содержание новой обязанности практически дословно повторяет определение понятий «недобросовестная конкуренция» и «монополистическая деятельность» в ст.1 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» - с одним существенным исключением: в законе речь идет о действиях, «противоречащих настоящему закону», а в новой примерной форме инвестиционного договора - о любых действиях, отвечающих указанным характеристикам. Соответственно, зона риска инвесторов существенно и необоснованно расширяется. Выход есть. Скорее всего, учитывая, что форма договора является примерной, консультанты иностранного инвестора будут настаивать на включении в договор дополнительного пункта, расшифровывающего содержание новой обязанности и снижающего риски, а уполномоченные органы будут соглашаться с таким предложением. Вместе с тем, как иногда бывает в нормотворчестве, из-за недостаточной проработки формулировок могут возникнуть дополнительные проблемы или даже отказ от инвестирования. И это обидно вдвойне, поскольку новые условия осуществления инвестиционной деятельности и новая форма инвестиционного договора являются довольно прогрессивными и в целом выгодными для инвесторов. Автор - Максим ЗНАК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Опубликованное постановление Совмина N335 от 10.03.2010г. не могло не поразить иностранных инвесторов, всерьез задумавших вложить деньги в развитие экономики нашей страны. |
|