«Надевайте сапоги резиновые и начинайте»
07.04.2010
—
Новости Экономики
|
Тема венесуэльской нефти не сходит с телеэкранов и страниц белорусских СМИ с тех пор, как Александр Лукашенко вернулся из турне по Южной Америке. Президент поверил в идею доставки больших партий заокеанской нефти и провел совещание, на котором предложил правительству надеть резиновые сапоги. Но не для того чтобы члены Совмина сплясали зажигательное латиноамериканское самбо. В этой нынче модной обуви им предстоит топать, изучая все возможные маршруты доставки драгоценного сырья до белорусских НПЗ.
Белорусская нефтеперерабатывающая отрасль продолжает нести убытки, работая на две трети своих возможностей. Нет, в сырье Россия не отказывает. Просто белорусские заводы за годы независимости освоили только одну финансово-технологическую схему работы: одна половина российской нефти закупалась самостоятельно и по дешевке, а вторая поступала вообще бесплатно, т.е. перерабатывалась на условиях процессинга. Нефтепродукты, полученные из давальческой нефти, отправлялись за рубеж, а доходы в размере экспортной пошлины прямиком шли в казну республики. Из белорусского бюджета выплачивались компенсации российским поставщикам-давальцам, и тем самым обеспечивалась их экономическая заинтересованность в использовании производственных мощностей белорусских заводов. Но как только Россия изменила условия поставки нефти, предложив в 2010г. закупать две трети сырья с полной оплатой экспортной пошлины, давальцы тут же испарились. А белорусским заводам, ставшим на путь полной хозяйственной самостоятельности, пришлось за счет банковских кредитов впервые докупать нефть по мировым ценам и причем с оглядкой на собственную платежеспособность. В этом и состоит причина их производственной недозагрузки. Об этом не стоило бы и говорить, если бы не решение проблем снабжения нефтеперерабатывающих заводов под девизом обеспечения энергетической независимости, предложенное президентом на прошлой неделе на вручении госнаград: «Нам, в конце концов, надо уйти от зависимости - чтоб нас не пинали постоянно, указывая на то, что мы живем за счет кого-то». Президент уверен, что в ближайшие пять лет эта задача будет решена. Однако следует признать, что для этого был избран довольно необычный способ. За океаном была найдена страна, которая согласилась поставлять нефть опять на льготных, а не стандартных рыночных условиях. Причем, учитывая расстояние между Беларусью и Венесуэлой, размер ценовых льгот на заокеанскую нефть объективно должен быть больше, чем на российское сырье. Но в этом случае речь может идти только о диверсификации нефтяной зависимости. В то время как подлинная независимость, как известно, подразумевает финансово-экономическую самодостаточность. Есть деньги - покупай что хочешь и где хочешь. А нет - тогда извини. Пожалуй, президент понимает всю условность нового пути, якобы ведущего к экономической независимости республики. Оттого и не пренебрегает любым случаем, чтобы напомнить российскому руководству о том, что «никакие изъятия» в Таможенном союзе недопустимы. «В противном случае получится нечто похожее на СНГ, ЕврАзЭС - то, что мы уже проходили», - отметил глава Беларуси на встрече с министром иностранных дел Казахстана Канатом Саудабаевым. Однако справедливости ради стоит заметить, что такого с нефтью еще не было. Беларусь, находясь и в СНГ, и в ЕврАзЭС, и в союзном государстве, всегда покупала российские углеводороды с большой дружеской скидкой в цене. Поэтому жаловаться на Россию представителю Казахстана, взимающего полные экспортные пошлины как на сырую нефть, так и на нефтепродукты, вряд ли следовало. Казахстан, так же как Россия, наполняет доходную часть своего бюджета с помощью экспортных пошлин, увеличивая их. И в этом вопросе Казахстан - не союзник Беларуси, сильно зависящей от импорта углеводородов. Кстати, российская экспортная пошлина на нефть с 1 апреля тоже выросла на $15,3, составив почти $269 за тонну. А это значит, что с апреля белорусским НПЗ потребуется еще больше кредитных ресурсов, чтобы сохранить достигнутый уровень загрузки производственных мощностей. От таких новостей белорусская экономика не подпрыгнет. К тому же Москва упорно отстаивает правила поставки нефти, установленные с 1 января т.г. На прошлой неделе только ответственный секретарь комиссии Таможенного союза (ТС) Сергей Глазьев подарил робкую надежду Минску, заговорив о возможности расщепления пошлин на нефтепродукты между бюджетами России и Беларуси. Однако захочет ли Владимир Путин возвращаться к механизму раздела пошлин, не оправдавшему себя в условиях союзного государства, - вопрос, конечно, риторический. Как говорит в таких случаях белорусский президент, «другое дело - та позиция, которую занимает российское правительство. И это не для того, чтобы лишний раз уколоть российское правительство Путина». Александр Лукашенко реалист. «Мы ни на кого не накатываем, мы просто начинаем решать другие ниши, другие государства, где нас понимают и воспринимают», - именно так президент объяснил свои последние венесуэльские инициативы. Он потребовал от правительства поставить в Беларусь 4 млн. т нефти из Венесуэлы к концу года, а в 2011г. - в 2,5 раза больше: «10 млн. т нефти - это первая ступень независимости нашего государства. Мы должны это осуществить, чего бы нам это ни стоило». Но цена транспортировки сырья все же имеет значение. Поэтому глава государства потребовал «к концу года выйти на поставку нефти трубопроводным транспортом на наши заводы». «Немедленно, в течение первого полугодия, не просто мне дать ответ, а продвинуться в логистике поставок нефти из Венесуэлы. Надевайте сапоги резиновые и начинайте: Клайпеда, Вентспилс, Одесса, Одесса - Броды - где вы считаете нужным», - благословил Лукашенко правительство. Работа предстоит большая. Ведь из соседних стран предложения поступают наперебой. Украина предлагает порт Одесса, не теряя надежд задействовать нефтепровод, тянущийся в Броды, в правильном (аверсном) направлении. Латвия для этих целей проталкивает порт Вентспилс, а Литва предлагает сразу два варианта - Клайпеду или Бутинге. Причем в последнем варианте возможна доставка нефти на Новополоцкий НПЗ с использованием северной ветки нефтепровода «Дружба». Но идеально ни одна из предложенных трубопроводных схем транспортировки нефти сегодня не подходит, поскольку возникает необходимость в дополнительных перевалках груза. Чтобы их избежать, потребуется вложить не одну сотню миллионов долларов в строительство нефтепроводных перемычек в Литве или на Украине. Впрочем, сам президент уже определился, поручив первому вице-премьеру Владимиру Семашко начать переговоры с Украиной по присоединению Беларуси к проекту нефтепровода Одесса - Броды. Однако избранный президентом вариант не позволит минимизировать затраты при закупке нефти. Переориентация белорусских НПЗ на работу с венесуэльской нефтью и ее транспортировка по нефтепроводу Одесса - Броды может стать поводом для пересмотра Россией объемов сырья, поставляемого сегодня в республику согласно межгосударственному топливно-энергетическому балансу. О чем и напомнил белорусскому руководству посол РФ в РБ Александр Суриков: «В протоколе, который подписан и приобрел силу, говорится о корректировке поставок на внутренний рынок Беларуси». Выходит, все это время участники совещания зря толкли нефть в ступе? Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Тема венесуэльской нефти не сходит с телеэкранов и страниц белорусских СМИ с тех пор, как Александр Лукашенко вернулся из турне по Южной Америке.
|
|