Оживающий рынок лизинга поджидают новые проблемы
07.04.2010 12:30
—
Новости Экономики
|
Рынок лизинга начинает оживать, однако к докризисным показателям операторам вряд ли удастся вернуться ранее 2013 года Финансовые неурядицы привели не только к падению объемов доходов и числа сделок на белорусском рынке лизинга, но и к структурному его изменению. Большую часть минувшего года операторы провели в "спячке" — их бизнес подпитывали выплаты по заключенным ранее договорам. Говорят, что отдельным лизинговым компаниям за год не удалось заключить ни одного нового контракта. Но сегодня приходится сталкиваться с куда более серьезными проблемами: например, с увеличивающимся объемом просроченной задолженности по платежам. Несмотря на существенное отставание по валовым показателям, темпы роста рынка лизинга последние несколько лет существенно опережали среднеевропейские. Так, отношение объема нового бизнеса к ВВП в докризисном 2008 году в Беларуси составляло 1,9 %, что даже несколько опережало среднеевропейский уровень (1,7 %) и почти достигало отметки развитых стран (около 2 %). Но в 2009 году компании, занимающиеся финансовой арендой, вслед за банковским сектором спешно бросились пересматривать условия работы с клиентами: повышать процентные ставки, размеры авансовых платежей и сокращать сроки договоров. Для большинства операторов этого рынка долгосрочные кредиты банков – основной источник финансовых ресурсов. "Активность лизингового рынка в 2009 году уменьшилась, что привело к серьезному падению показателей компаний", — уверяет председатель Белорусского союза лизингодателей (БСЛ) Александр Цыбулько. Итоговых данных по объемам лизинга в 2009 году пока еще нет, но в БСЛ указывают: вряд ли падение будет незначительным. Хотя при этом и не исключают, что отечественный сегмент финансового рынка все же покажет более оптимистичные показатели в сравнении с коллегами из соседних стран. Например, в России по итогам минувшего года число лизинговых сделок сократилось на 70 %, Украина "сдала" на 40 %, а лизингодатели стран Западной Европы потеряли примерно треть своих предыдущих объемов. "Сегодня на отечественном рынке активно действующих лизингодателей не очень много – большинство находится в ожидании. Эти компании обслуживают лизинговые портфели, которые до этого набрали. Фактически их задача сегодня — вернуть те средства, которые они вложили в активные операции. Какова дальнейшая судьба этих фирм, зависит от ситуации в экономике страны. Наиболее вероятный сценарий: компании, которые работают сейчас, станут "скелетом" сегмента в будущем", – поясняет Александр Цыбулько. При этом специалист отмечает: итоговые показатели отрасли вряд ли будут удручающими. Некоторым крупным белорусским лизинговым компаниям в минувшем году удалось заключить солидные многомиллионные сделки, но мелкие и средние операторы однозначно звезд с неба не хватали. Небольшие фирмы практически прекратили свою деятельность, сосредоточившись на старых и проверенных клиентах. "Построение системы риск-менеджмента было одной из главных задач лизингодателей в течение 2009 года", — уверен директор компании "Мобильный лизинг" Эдуард Кузнецов. По его словам, все лизингодатели вынуждены были ужесточить условия сделок: увеличился размер минимального аванса, сократились сроки договоров с 5—7 лет до 2—3, выросли требования к минимальному сроку деятельности предприятия. Иными словами, финансовая состоятельность и платежеспособность каждого потенциального партнера сегодня подвергаются скрупулезному изучению, что повлияло на оперативность — срок принятия решения по финансированию возрос с нескольких часов до нескольких дней. "Лизинговые компании тщательно отбирают потенциальных клиентов, дабы предотвратить рост просроченной задолженности. Судя по бухгалтерским балансам, которые мы сегодня принимаем от наших клиентов, сложностей у них немало, и самая главная – нарастающая дебиторская задолженность. Как бы успешно ни работала компания на рынке, с этой проблемой она рано или поздно сталкивается", — говорит Эдуард Кузнецов. Просроченная задолженность лизингополучателей перед лизингодателями приблизительно соотносится с тем, как это происходит в банках — на уровне 3—5 %. Лучше всего в минувшем году чувствовал себя лизинг сельскохозяйственной техники и офисной недвижимости, а вот сегменты автотранспорной и строительной техники оказались в откровенных аутсайдерах. Но, как рассказывает руководитель проекта автолизинга СООО "РЕСО-Бел Лизинг" Алексей Филатов, говорить о том, что автотранспорт как направление услуг финансовой аренды в 2009 году безоговорочно сдал свои позиции, следует все же с оговоркой. "Автотранспорт бывает разный, — объясняет он. — Разумеется, отрасль грузоперевозок в минувшем году серьезно пострадала от кризиса — наблюдалось и сокращение рынка. Как следствие, компании стали сбивать ценник. На выходе сегодня лизингодатели, работающие с перевозчиками, имеют большие сложности со своевременностью платежей. Но, с другой стороны, такое направление, как сегмент коммерческих автомобилей, наоборот, прибавил. Благодаря ему некоторые лизинговые компании по итогам 2009 года даже увеличили число сделок, если сравнивать с докризисным 2008-м". Именно легковые и коммерческие автомобили в минувшем году стали для лизинга своеобразной "соломинкой". Особый ажиотаж наблюдался в конце минувшего года, когда были оглашены планы по созданию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, а также возможные изменения в политике ввозных пошлин. В итоге рынок столкнулся с кратковременной вспышкой спроса, которая, впрочем, после новогодних праздников сошла на нет. Хотя, как отмечают в офисах операторов, в последнее время клиенты начали интересоваться автомобилями, ввезенными в страну уже по новым таможенным ставкам. Несмотря на это, игроки рынка и в дальнейшем будут работать, выдавая технику в лизинг. И отмечают, что тенденция удорожания процентной ставки наблюдаться не будет, ведь она достигла своего максимума, и даже, наоборот, может снизиться. По словам Александра Цыбулько, лизингодатели надеются, что подорожания больше не произойдет, что цены на услуги, как минимум, останутся на нынешнем уровне и даже уменьшатся, поскольку сегодня они и так завышены. Причинами "гиперболизации" являются риски, которые лизингодатели вынуждены закладывать в цену услуги. "Оживление спроса началось уже с лета 2009 года, но для восстановления объемов рынка необходимо улучшение общеэкономической ситуации в стране и рост производства, а это не может произойти быстрыми темпами. С учетом того, что сделки заключаются и сейчас, интерес к лизингу сохраняется", — говорит Александр Цыбулько. Поэтому в 2010 году ситуация начнет стабилизироваться, и, скорее всего, объем рынка вырастет, хотя докризисного уровня при позитивном развитии экономики удастся достигнуть к 2012—2013 годам. "В условиях кризиса я вижу успех лизинговой компании в следующем. Есть неписаное правило, которого придерживаются все: размер аванса и исследование надежности клиента. Те компании, которые в докризисный период не пренебрегали этими правилами, сегодня выжили и успешно работают, наращивая свои обороты. Те же компании, которые пользовались упрощенной системой анализа финансового состояния клиента, заключали сделки, как звучит в рекламе, за 2—3 часа, были наказаны за столь легкомысленное поведение", — уверен председатель БСЛ. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Рынок лизинга начинает оживать, однако к докризисным показателям операторам вряд ли удастся вернуться ранее 2013 года
|
|