Вплоть до 2010 года условия импорта российской нефти позволяли белорусскому бюджету чувствовать себя достаточно комфортно. Почти в 2 млрд. USD оценен для Беларуси нефтяной шок вследствие изменения условий импорта российской нефти в этом году. Выпадение нефтяных доходов правительство пообещало МВФ компенсировать за счет корректировки экономической политики.
В письме о намерениях, которое премьер-министр Сергей Сидорский и глава Нацбанка Петр Прокопович направили руководству МВФ , обещано компенсировать повышение цен на нефть с помощью "рационализации нефтяного сектора", а именно - за счет сокращения производства и повышения его эффективности. Сделано самое элементарное. В числе предложенных правительством мер называется отмена для нефтяников бюджетных субсидий, таможенной пошлины на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов, а также повышение оптовых цен на нефтепродукты на внутреннем рынке на 7%, что позволит получить 3,8 трлн. BYR из 5,9 трлн., которые бюджет в целом теряет по причине новых условий поставок нефти. Назвать "рационализаторскими" меры, включающие повышение внутренних цен на горючее, обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также отмену госсубсидий, нельзя даже с большой натяжкой. Взять хотя бы повышение цен на нефтепродукты (в этом году они менялись дважды и повышены на 9%). Комментируя повышение, пресс-служба концерна "Белнефтехим" пояснила: "Пересмотр цен на нефтепродукты связан с изменением общих экономических условий хозяйствования и компенсирует рост акцизов на этот вид продукции, произошедший вследствие принятия Особенной части Налогового кодекса". Кстати, нефтяники давно убеждают правительство в необходимости снизить акцизы в цене белорусского горючего до уровня соседних стран, так как они сейчас на порядок выше. Снижение акцизов вкупе с другими мерами позволило бы значительно повысить эффективность отечественной нефтепереработки. Однако такое решение не принято и даже не обсуждается. Что касается обнуления экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, то следует сразу же обратить внимание, что Беларусь сейчас свою нефть не экспортирует (в предыдущие годы в зависимости от мировых цен это позволяло зарабатывать по 500-700 млн. USD ежегодно). В отношении нефтепродуктов отмена экспортных пошлин тем более не является какой-то рационализаторской мерой. Теперь есть квота беспошлинной российской нефти для внутреннего рынка - 6,3 млн. т, а дополнительный импортируемый объем облагается стандартной российской пошлиной. Зачем вводить экспортные пошлины на нефтепродукты? Аналогично и с госсубсидиями. Раньше нефтяники платили сначала спецпошлину при покупке нефти, а затем и экспортную пошлину на нефтепродукты. Теперь двойного налогообложения нет, следовательно, незачем сохранять госсубсидии. Пузырь сдулся. Вплоть до 2010 года условия импорта российской нефти позволяли белорусскому бюджету чувствовать себя достаточно комфортно. В прошлом году Беларусь увеличила импорт нефти на 0,2% - до 21,5 млн. т. При этом средняя цена импорта нефти составила 328 USD/т (на 25,7% ниже, чем в 2008 году). Отметим также, что в 2009 году Беларусь экспортировала рекордный объем нефтепродуктов - 15,5 млн. т (на 2,5% больше, чем в 2008 году). Средняя цена экспорта белорусских нефтепродуктов хоть и снизилась на 35,6% по сравнению с предыдущим годом, тем не менее составила 451 USD/т. Очевидно, что разница между средней ценой импорта нефти и экспортной ценой нефтепродуктов достаточна большая. Не следует также забывать, что Беларусь с выгодой для себя импортировала российские нефтепродукты. В 2009 году было закуплено 3,795 млн. т нефтепродуктов - на 50,8% больше, чем в предыдущем. При этом средняя цена импорта нефтепродуктов упала на 42,7% и составила 348 USD/т. В этом году ситуация в нефтяной отрасли кардинально изменилась. По данным ГП "ЦДУ ТЭК" РФ, на белорусские НПЗ в январе - феврале было поставлено 2,109 млн. т нефти - на 37,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. При этом, согласно статданным, нефтеперерабатывающая промышленность Беларуси за первые два месяца снизила объем производства на 40,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Производство автомобильного бензина снизилось на 31,4% , дизтоплива - на 36,9%, топочного мазута - на 36,4%, печного бытового топлива - на 21,4%. А вот выпуск масел смазочных увеличился на 11%, биодизельного топлива - на 89,3%. Рыночных решений не принято. "Испытанием для власти" назвал глава миссии МВФ в Беларуси Крис Джарвис рост цены на нефть в 2010 году в ходе февральской конференции "Путь Беларуси в Европе", организованной Белорусским институтом стратегических исследований (BISS, Вильнюс). Может ли экономика самостоятельно справиться с такими последствиями? Да, сказал он, но при условии, если будут приняты определенные меры. В качестве одного из важных факторов стимулирования экономического роста К. Джарвис назвал ослабление влияния государства на экономику. Он посоветовал правительству меньше обращать внимание на количественные показатели, а больше думать о том, что принесет национальной экономике доход. Однако белорусское правительство так и не скорректировало прогнозные показатели для нефтяников. В соответствии с постановлением от 31 декабря 2009 года экспорт нефти и нефтепродуктов в этом году должен увеличиться на 26-27% по сравнению с 2009-м. Очевидно, что выйти на эти рекордные показатели белорусской "нефтянке" не удастся. Если, конечно, НПЗ насильно не заставят работать на валовые показатели. Впрочем, по имеющимся данным, в апреле правительство потребовало от белорусских нефтяников закупать максимально возможный объем российской нефти со стандартной пошлиной, невзирая на экономические результаты ее переработки. Следует отметить, что около половины объемов белорусской нефтепереработки до недавнего времени обеспечивали российские компании-давальцы. Однако в этом году нефть на переработку в Беларусь пока не поставляют, так как в сложившихся условиях не видят в этом коммерческого смысла. Отечественные НПЗ вынуждены балансировать между оптимальной загрузкой и рентабельностью. Имея определенные фиксированные объемы беспошлинной нефти, заводы совместно с концерном "Белнефтехим" определяют, сколько пошлинной нефти необходимо закупить, чтобы худо-бедно остаться рентабельными и оптимально загрузить производство. Финансовую ситуацию на каждом из НПЗ также пытаются регулировать - теперь уже с помощью "нарезания" квот на поставку беспошлинной нефти. К примеру, если "Нафтан" в рамках корпоративной ценовой политики поставляет больший объем продукции для отечественной нефтехимии, то ему выделяют большую квоту на беспошлинную поставку нефти и т. д. Между тем существующее в нефтехимической отрасли перекрестное субсидирование - одна из самых серьезных проблем для "нефтянки". Белорусским НПЗ приходится поставлять по низким ценам сырье для отечественной нефтехимии, а также до недавнего времени в убыток себе торговать горючим на внутреннем рынке. К примеру, Мозырский НПЗ по итогам работы в январе - феврале текущего года из-за поставок по сниженным ценам на внутренний рынок сырья для нефтехимических предприятий получил убыток в размере 5,5 млн. USD. Если вплоть до 2010 года нефтяники могли за счет экспорта нефтепродуктов покрывать издержки такого перекрестного субсидирования, то теперь эта политика может привести их на грань банкротства. Однако о создании рыночных условий для работы отечественной "нефтянки" белорусское правительство в письме МВФ не обмолвилось ни словом.
Справка "БР" В марте поставка российской нефти на НПЗ Беларуси составила 935,5 тыс. т, в том числе на Мозырский НПЗ - 475,9 тыс. т, на Новополоцкий НПЗ - 460 тыс. т. Отметим, что год назад белорусские НПЗ перерабатывали ежемесячно почти по 1 млн. т каждый.
Вплоть до 2010 года условия импорта российской нефти позволяли белорусскому бюджету чувствовать себя достаточно комфортно. Почти в 2 млрд. USD оценен для Беларуси нефтяной шок вследствие изменения условий импорта российской нефти в этом году. Выпадение нефтяных доходов правительство пообещало МВФ компенсировать за счет корректировки экономической политики.