Журавль и синица. 21.by

Журавль и синица

14.04.2010 10:35 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Нацелившись на организацию сборки легковых авто, правительство уделяет недостаточно внимания альтернативным вариантам.

Прошел уже год после принятия президентского Указа № 175 "О мерах по развитию производства легковых автомобилей". Переговоры с потенциальными зарубежными инвесторами ведутся постоянно. Однако информации о новых проектах по созданию в стране сборочных автозаводов за последние 12 месяцев так и не появилось.

По-прежнему, как и несколько лет назад, единственным функционирующим производством такого рода остается белорусско-иранское совместное предприятие ЗАО "Юнисон" по сборке легковых автомобилей Samand. Причем говорить о сколько-нибудь заметных экономических результатах его деятельности пока не приходится.

Правда, иранская сторона неоднократно заявляла, что рассматривает возможность освоения на СП ЗАО "Юнисон" сборки еще двух моделей легковушек и доведения общего объема выпуска до 60 тыс. машин в год. Оптимизма этим планам добавило создание Таможенного союза, так как выход продукции предприятия на столь емкий рынок обещает сделать его работу в перспективе рентабельной.

Кандидаты в инвесторы.

На изменение ситуации в целом надеются и высокопоставленные белорусские чиновники. По их мнению, снятие тарифных барьеров внутри единого таможенного пространства создаст благоприятные предпосылки для серьезных финансовых вложений в автомобильное производство в Беларуси и обеспечит привлекательность страны для иностранных инвесторов. Но на сегодняшний день никто из представителей западного бизнеса не объявил о намерении построить у нас такой завод.

Некоторое время назад в числе возможных кандидатов на роль инвестора, по словам премьер-министра РБ Сергея Сидорского, рассматривался концерн Fiat. Однако после того, как 11 января 2010 г. последним было подписано соглашение о создании с российской компанией "Соллерс" совместного производства по выпуску легковых автомобилей мощностью порядка 500 тыс. ед. в год, вопрос сам собой отпал.

Тем не менее веры в светлое будущее власти не потеряли. 25 февраля 2010 г. заместитель министра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский сообщил журналистам, что на площадях ЗАО "Юнисон", помимо автомобилей Samand иранской компании Iran Khodro, планируется собирать машины других иностранных производителей, и общий объем выпускаемой продукции может оказаться значительным. К этому он добавил, что  условия промышленной сборки легковых автомобилей в Таможенном союзе обеспечивают возможность успешной реализации в РБ новых автосборочных проектов.

Что же касается Минского автозавода, которому ранее отводилась ведущая роль в данной сфере, то это предприятие будет заниматься производством грузовых автомобилей.

Поскольку Г. Свидерский не захотел до завершения переговоров называть компании, которые могут прийти в Беларусь, чтобы наладить здесь производство своих моделей машин, у экспертов появился простор для догадок на этот счет. И большинству наиболее вероятной показалась китайская версия.

Число ее сторонников заметно выросло после того, как создание в Беларуси производства легковых автомобилей с участием производителей Китая вошло в перечень ведущих проектов двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Он является приложением к рамочному соглашению между правительствами РБ и КНР об активизации торгово-экономического сотрудничества, подписанному 24 марта 2010 г. в Минске.

Европейский след.

Однако в последнее время ситуация вновь стала неоднозначной. Как сообщил 2 апреля замминистра иностранных дел РБ Валерий Воронецкий по итогам встречи с государственным секретарем по европейским делам МИДа Франции Пьером Лелушем, достигнута договоренность о создании межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Среди наиболее перспективных направлений двухстороннего взаимодействия в числе прочих Валерий Воронецкий назвал и автомобилестроение, отметив при этом, что партнеры согласились рассмотреть возможность создания в нашей стране сборочного производства французских автомобилей. Со своей стороны это подтвердил и Пьер Лелуш.

Дополнительную неразбериху внес первый заместитель премьер-министра РБ Владимир Семашко, назначенный сопредседателем межправительственной комиссии с белорусской стороны. Он заявил, что Франция может помочь нам в поисках партнера для МАЗа и предположил, что в этой роли может выступить фирма Renault.

Но если верить приведенному выше заявлению Геннадия Свидерского о том, что Минский автозавод сосредоточится только на грузовой технике, французский автогигант при всем своем желании никак не сможет помочь ему, поскольку еще несколько лет назад он продал свое подразделение по выпуску грузовиков Renault Trucks одному из крупнейших мировых производителей коммерческих автомобилей и двигателей Volvo Trucks Corporation.

Если же говорить о самой Volvo Trucks Corporation, то, как заявил 7 апреля 2010 г. журналистам в Минске президент компании Стафан Юффорс, у ее руководства пока нет планов по созданию производства в Беларуси. Правда, он не исключил, что в перспективе Volvo Trucks может рассмотреть возможности организации в Беларуси изготовления запчастей для своих грузовиков на местных заводах.

Такая позиция руководства корпорации экономически вполне обоснована, ведь 19 января 2009 г. компания Volvo запустила в соседней России самый современный завод по полномасштабной сборке грузовиков. Его стоимость превысила 100 млн. EUR, а проектная мощность составляет 10.000 машин Volvo Trucks и 5.000 Renault Trucks в год. Между тем продажи продукции под этими брендами в 2009 г. упали в десятки раз и сегодня конвейер в Калуге периодически простаивает.

Им это нужно?

Даже если В. Семашко допустил неточность и компанию Renault призовут посодействовать в "легковом" проекте какому-то другому нашему предприятию, отнюдь не факт, что высший менеджмент французской компании откликнется на это предложение.

Дело в том, что еще 2 июля 1998 г. Renault и правительство Москвы создали на паритетных началах совместное предприятие ОАО "Автофрамос", доля французов в котором сегодня составляет 94,1%.

Проектная мощность этого предприятия - 120 тыс. автомобилей, а фактическая загрузка в условиях кризиса - лишь около трети. Сейчас оно выпускает седан Logan, ставшей в 2009 г. лидером продаж среди всех иномарок в России, но уже в августе текущего года должна завершиться подготовка производственных площадей под перспективный хэтчбек Sandero. Стоимость проекта - 150 млн. USD.

Помимо этого, Renault принадлежит 25% акций "АвтоВАЗа". В 2012-2013 гг. на Волжском автозаводе планируется начать производство автомобилей под брендами Renault и Nissan (стратегического партнера Renault) на платформе В0. По некоторым оценкам, общая сумма инвестиций французского автоконцерна в российскую экономику по итогам 2010 г. составит 1,5 млрд. USD.

Наконец, у Renault в России более 100 точек продаж в более чем 70 городах с населением от 300.000 человек. Так что вполне реальными выглядят планы компании к 2014 г. повысить свой удельный вес на российском рынке с 4,9% до 10-14%.

Соответственно, достаточно нереалистичными выглядят надежды на то, что руководство Renault захочет расширить свой производственный потенциал на постсоветском пространстве, и без того незагруженный, автосборочными предприятиями в Беларуси.

Конечно, Renault - это не все французское автомобилестроение, есть еще мощнейший альянс PSA Peugeot-Citroen. Но если верить сообщениям СМИ, со дня на день этот автоконцерн запустит совместный с Mitsubishi сборочный завод под Калугой. Мощность первой очереди предприятия - порядка 45 тыс. легковых авто, потом производство может быть увеличено до 150-300 тыс.

Понятно также, что на французах свет клином не сошелся. Как заявил на днях региональный менеджер по Восточной Европе корпорации Ford Золтан Папп, его компания готова рассматривать предложения по организации сборочного производства в нашей стране, но при одном обязательном условии: проект должен быть взаимовыгоден. А между тем Ford в настоящий момент имеет избыток производственных мощностей. Надо понимать, и на заводе в г. Всеволожске в Ленинградской области.

Когда часть лучше целого.

Таким образом, самого серьезного рассмотрения заслуживают озвученные Г. Свидерским планы участия белорусских агрегатных заводов в промышленной сборке легковых автомобилей в России (предполагается, что в этих проектах смогут участвовать ОАО "БАТЭ", "Белкард", "Автогидроусилитель").

Такое удовлетворение автомобильных амбиций и практикам представляется наиболее реалистичным и экономически целесообразным. В частности, на данных позициях стоит высший менеджмент международного автомобильного холдинга "Атлант-М". В одном из своих интервью генеральный директор холдинга Олег Хусаенов сказал, что в России уже открыто много сборочных производств. Но проблема в том, что культура машиностроения там ниже, чем в Беларуси. И поэтому у нас есть уникальный шанс, создав совместное предприятие с немцами, французами, итальянцами, выпускать качественные запчасти и заполнить ими до 30% российского рынка. Для этого нужны лишь воля и желание государства.

Со своей стороны, по словам бренд-менеджера холдинга Ильи Прохорова, "Атлант-М" готов выступить "катализатором процесса создания в РБ производства автозапчастей и комплектующих".

Первым шагом в этом направлении стал семинар для представителей профильных машиностроительных предприятий, проведенный 26 марта в Министерстве промышленности Беларуси. В нем приняли участие свыше 30 представителей промышленного сектора - главные инженеры, заместители директора по производству, сбыту, маркетингу. Целью мероприятия было показать возможности и направления открывшегося рынка сбыта для белорусских предприятий.

Конечно, первая ласточка еще не делает весны, но при известном желании это событие можно расценивать как признак того, что государственные структуры наконец-то начинают прислушиваться к мнению частного бизнеса и рассматривать варианты тех или иных управленческих решений с учетом их возможных экономических результатов.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Нацелившись на организацию сборки легковых авто, правительство уделяет недостаточно внимания альтернативным вариантам.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика