Пиар-кампания МВД и Госконтроля
30.04.2010 10:24
—
Новости Экономики
|
Отдельные статьи, появившиеся за последнюю неделю в независимых СМИ на тему коррупции, приводят к закономерному выводу о том, что Госконтроль и МВД Беларуси просто загибаются от нехватки квалифицированных кадров и решают эту проблему набором случайных людей с улицы, только недавно переехавших на ПМЖ в Беларусь – уж слишком далеки они от белорусских реалий. А ведь речь идет о сотрудниках департамента финансовых расследований Госконтроля и Главного управления по борьбе с коррупцией МВД. Так на днях Белорусские новости опубликовали Тема, безусловно, актуальна, но и отнюдь не нова для белорусского рынка: декабрь 2009 года – это лишь последнее упоминание об уловках импортозамещения в прессе. Относительно большой резонанс эта тема получила несколько лет назад, когда задача по борьбе с импортом была озвучена на высшем уровне, а в стране начала набирать обороты кампанию по импортозамещению. Идея быстрой организации производства так называемой импортозамещающей продукции – импорт частей готовых изделий, их сборка, заклейка оригинального бренда этикеткой с именем белорусского производителя - была одобрена на уровне правительства и госорганов. Получив добро, белорусские госпредприятия по выпуску бытовой техники и электроники мгновенно от своего имени или через создание дочерних структур наладили выпуск «белорусских» товаров. При этом всем госпредприятиям и организациям было в устной и письменной форме рекомендовано осуществлять закупки именно у таких структур. На первом этапе в страну завозилась почти готовая продукция «no name», которую по международным нормам можно перепродавать на местном рынке под местным брендом. Однако из-за просчетов в логике и логистике белорусские «производители» договорились с импортерами известных брендов о поставке необходимых товарных партий, и процедура «ре-бренда» или «наклей наш стикер» была поставлена на широкую ногу. Поскольку емкость белорусского рынка для многих мировых производителей, мягко говоря, не представляет интереса, а рынок сам по себе считается весьма закрытым и забюрократизированным, то ради его постепенного (ползучего) завоевания многие закрыли глаза на белорусский произвол. Проблема в том, что ни страна, ни потребитель не ощутили никакой выгоды от такого импортозамещения. Выиграли те, под кого были созданы дополнительные рабочие места. И именно этой проблемой, а также мотивами высокопоставленных чиновников и должны заниматься контролирующие органы. Странные действия руководства Интегралтехниса сложно отрицать, и никакие доводы и отговорки в данном случае неуместны. Но если сотрудники ДФР КГК РБ знакомы с историей становления импортозамещающего производства, какой смысл освещать в прессе лишь небольшой эпизод дела, главные фигуранты которого по большому счету находятся в правительстве. Вторая статья посвящена теме Как сообщил Ежедневник со ссылкой на представителей ГУБОП, два госбанка столкнувшись с проблемой возврата кредитов, выданных сельхозпредприятиям в рамках госпрограммы возрождения села на 2005-2010 годы, вынуждены были прибегнуть к перекредитовке должников под фиктивные закупки зерна – погашение старых кредитов за счет новых. Подобная схема позволяет улучшить финансовые и пруденциальные показатели банков и под нее были разработаны два указа №333 от 13 июня 2008 года «О мерах по обеспечению закупки сельскохозяйственного сырья, ягод и грибов урожая 2008 года» и №386 от 21 июля 2009 года «О некоторых вопросах деятельности организаций, осуществляющих закупку продукции растениеводства урожая 2009 года и иной продукции и расчеты за нее». Можно лишь поздравить руководства двух банков с достижением столь высокого мастерства по лоббированию своих интересов – подписать целых два указа, которые узаконивают коррупционную схему. Следует признать, что в Беларуси применяется практика, когда тексты указов придумывают заинтересованные субъекты хозяйствования, фигурирующие в тексте документа (инвестиции, господдержка). Но разработчики честно признаются, что с радостью отказались бы от этой повинности. Придумать (переписать) текст документа не составляет особого труда, но на согласование документа в администрации и профильных министерствах, как правило, требуются долгие месяцы разъяснений, чего означает каждая запятая. Господдержка белорусского села давно вызывает обоснованную критику со стороны независимых и зависимых экспертов, чиновников, международных финансовых структур-доноров и стран-торговых партнеров. В село направляются огромные деньги, поступающие в виде кредитов, которые действительно портят показатели не только банковской системе, но и в целом стране, не говоря уже об инфляции и прочих минусах. Но это вопрос к проводимой в стране экономической политике, а не к руководителям двух банков. Сужая тему, следует отметить, что реструктуризация выданных кредитов в силу неплатежеспособности заемщика является обычной мировой практикой. Любой банк старается улучшить свои показатели. Ведь в противном случае можно забыть о возможности привлечения в страну средств иностранных заемщиков. А в случае Беларуси, речь идет об экономической безопасности страны. В этой связи банки проводят соответствующую работу с кредитополучателями. И при любой возможности вернуть в итоге выданные деньги, в том числе за счет пролонгации сроков его возврата и даже выдачи нового кредита, банк пойдет навстречу клиенту. Это проще и выгоднее, нежели через суд получать права на залоговое имущество и затем устраивать грандиозные распродажи. Сайты белорусских банков в этой части больше похожи на сайты супермаркетов – чего только не найдешь в списках залогового имущества. Что же касается упомянутых госбанков и «криминальных указов», то следует обратить внимание на даты их подписания и сопоставить предпринятые Нацбанком и правительством меры по реструктуризации колхозной задолженности. В конце 2008 года банкам де-факто погасили эту задолженность сельхозпредприятий Если полистать законодательную базу Беларуси, то подобных указов за последние 10 лет было подписано чуть ли не две сотни. А ведь были еще распоряжения А.Лукашенко и поручения Совмина, которые у нас в стране публикуются далеко не всегда. Возникает вполне закономерный вопрос: какую цель на самом деле преследуют сотрудники ГУБОП, выдергивая две страницы из огромного тома, главным действующим лицом которого является А.Лукашенко. Ведь именно он без устали твердит о необходимости дальнейшей поддержке села и наращивании производства экспортной сельхозпродукции. Лукашенко же ставит подписи под этими указами, а не Н.Ермакова с С.Румасом (главы Беларусбанка и Белагропромбанка). Получается, что Лукашенко не читает документы? Напрашивается лишь один ответ, объясняющий такие наскоки со стороны МВД и КГК. Пытаясь публично реагировать на поднятые общественностью нарушения, сотрудники этих ведомств работают на валовые показатели, а не качество, в надежде на победу в конкурсе «Кто из силовиков и контролеров всех главнее». Но вот щепки то летят, а лес как стоял, так и стоит… Впрочем, как стало известно, Нацбанк уже отреагировал на пиар акцию МВД и ждет предметных разъяснений по кредитному делу. В свою очередь Минпром пока никак не отреагировал на интерес Госконтроля к технологическому процессу смены наклеек… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Отдельные статьи, появившиеся за последнюю неделю в независимых СМИ на тему коррупции, приводят к
|
|