Пилотная приватизация снимет пробу с белорусского «фамильного серебра». 21.by

Пилотная приватизация снимет пробу с белорусского «фамильного серебра»

13.05.2010 10:06 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

К 1 июля ожидается принятие в окончательной редакции законопроекта «Об объектах, находящихся в собственности государства». Не исключено, что в этом же году закон и вступит в силу.

Проект закона вносит серьезные коррективы в процесс приватизации госсобственности. В частности, он предусматривает сокращение перечня объектов, которые могут находиться только в собственности государства, до 28 позиций. Это позволит сократить перечень неподлежащих приватизации предприятий и уменьшить расходы госбюджета на управление государственным имуществом.

В проекте также учтены принятые правительством решения, которые предусматривают приватизацию значительного количества государственных предприятий до 2011 года. Однако по-прежнему есть сомнения, что все они вызовут повышенный интерес у потенциальных инвесторов.

Например, из пяти предприятий (ОАО «Бобруйский машиностроительный завод»; ОАО «ВолМет»; ОАО «Лидский литейно-механический завод», ОАО «Бархим», ОАО «Речицкий текстиль»), предлагаемых государством к продаже в рамках проведения пилотной приватизации, интересом со стороны потенциальных инвесторов может похвастаться разве что «Бархим». Определенный интерес проявляется к Бобруйскому машиностроительному заводу.

Ждет государство отдачи и от привлеченных для продажи этих предприятий инвестиционных агентов — компаний «Эрнст энд Янг», «КПМГ» и «Юнитер». «Надеемся, что работа будет результативной и для нас, и инвестиционных агентов», — отметила директор Фонда государственного имущества Наталья Жерносек. Однако, как отмечают эксперты, даже такие солидные агенты не могут гарантировать, что инвесторы выстроятся в очередь за белорусскими фабриками и заводами.

Одна из причин — выставляемые государством условия продажи объектов, некоторые их которых могут отпугнуть инвесторов. В частности, это касается обязательного сохранения профиля предприятий и рабочих мест в течение 2-5 лет. Также на результативность переговоров могут повлиять финансовые условия продажи объектов.

К примеру, покупатель контрольного пакета акций в размере 50% плюс 1 акция ОАО «Бобруйский машиностроительный завод» должен внести в течение года с даты заключения договора купли-продажи акций в уставный фонд общества в виде вклада 15 млрд. рублей. Явно не в восторге окажутся инвесторы и от финансового состояния предприятий. Суммарная кредиторская задолженность всей пятерки — более 20 млрд. рублей.

Тем не менее, в Госкомимуществе рассчитывают на положительные результаты конкурсов по продаже акций данных предприятий, которые запланированы на 18 августа и 23 сентября 2010 года. Наталья Жерносек при этом считает необоснованными выводы о том, что на продажу выставляются заведомо менее привлекательные активы, так как более лакомые кусочки госсобственности намерена приобрести белорусская номенклатура.

«Мы выставили на продажу за 10,5 млрд. рублей гостиничный комплекс «Спорт». Прием заявлений закончился 5 мая. Заявок не было. Я не буду делать выводы о том, есть ли такие деньги у белорусских чиновников или нет, но покупка собственности с обязательствами погашения задолженности, реконструкции гостиницы — это достаточно проблематично».

Решения о продаже — это не политика сдерживания приватизации, считает Н.Жерносек. По ее словам, условия по продаже акций отдельных объектов могут вырабатываться годами.

«Надо по косточкам разложить, что собой представляет объект, что дает доход. Принимая решение о приватизации, надо исходить из нескольких позиций. Во-первых, это стратегический актив или нет? Также мы должны говорить о минимизации социальных последствий, чтобы работник имел рабочее место и зарплату. Если произойдет сокращение, мы должны предложить ему другое место. Кроме того, мы меркантильны — продажа активов должна пополнять бюджет».

С принятием закона «Об объектах, находящихся в собственности государства», вероятно, сдвинется с мертвой точки и процесс преобразования в открытые акционерные общества двух предприятий, занимающихся транспортировкой нефтепродуктов по нефтепроводу «Дружба» — РУП «Гомельтранснефть «Дружба» и новополоцкого предприятия по транспорту нефти «Дружба».

«Работы по преобразованию предприятий в ОАО могут быть возобновлены после принятия закона «Об объектах, находящихся в собственности государства», — заявила Наталья Жерносек.

Напомним, эти два предприятия планировалось акционировать еще до конца 2009 года. «В соответствии с решением Совмина идет работа по преобразованию предприятий по транспорту нефти из РУП в ОАО. Предприятия будут преобразованы в акционерные общества со 100-процентной долей государства», — в ноябре прошлого года заявлял гендиректор РУП «Гомельтранснефть «Дружба» Сергей Сосновский.

Как отметила Н.Жерносек, все работы по инвентаризации оценки активов, подготовке проектов по созданию акционерных обществ в прошлом году были проведены. «Но, учитывая, что предприятия входят в перечень объектов, не подлежащих приватизации, окончательное решение о преобразовании принято не было», — подчеркнула Н.Жерносек.

По ее словам, предприятия должны быть интересны тем компаниям, которые занимаются транспортировкой нефтепродуктов: «Думаю, может появиться интерес в сфере наших венесуэльских проектов».

Вместе с тем, как ранее заявлял экономист Ярослав Романчук, «у нас приватизация не нацелена на поиск лучшего стратегического инвестора. Те условия, которые выставляют власти, как раз блокируют приход самых лучших, а открывают ворота для прихода в Беларусь разных прохиндеев. Появляющиеся инвесторы не собираются проводить серьезную реструктуризацию, а заинтересованы просто снимать сливки. Даже само правительство признало провальным факт продажи мотовелозавода. Думаю, с другими подобными сделками будет то же самое».


Андрей КОЖЕМЯКИН
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Инвесторы вряд ли выстроятся в очередь за белорусскими фабриками и заводами...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика