Что будет с рынком PR в Беларуси? Специалисты расходятся во мнениях…. 21.by

Что будет с рынком PR в Беларуси? Специалисты расходятся во мнениях…

04.06.2010 16:43 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

По данным Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO), в большинстве стран в 2009 году изменения на рынке PR по сравнению с 2008 годом или незначительны или отсутствуют.


Что касается белорусского рынка PR, то в целом белорусские специалисты расходятся во мнениях: некоторые отмечают, что бюджеты белорусских компаний, выделяемых на PR, снизились, другие утверждают, что этого не произошло. В чем причина таких расхождений в анализе белорусского рынка? Говорит ли это о недостаточной компетентности белорусских специалистов или о разномастности нашего рынка PR?

Роман Костицын, директор по развитию коммуникационного агентства ARS Communications Minsk отметил, что снижение выручки в его агентстве произошло потому, что крупные клиенты сделали некоторую паузу, чтобы принять окончательное решение об изменении своей PR-стратегии. Более того, снижение произошло не в кризисном 2009 году, а уже в 2010 – это говорит о серьезной инерционности рынка.

Андрей Эзерин, руководитель коммуникационного агентства EZERIN`COM, заявил, что доходы белорусских PR-агентств остались на прежнем уровне. «Рынок вряд ли сократился, а о динамике у меня нет информации», – отметил он.

Представитель еще одной наиболее крупной PR-компании в Беларуси, Наталья Громадских, директор Института PR, отметила: «Если судить по общей масштабности проектов и по «третьим» расходам – затратам на фуршет, выбор залогов и их стоимости за аренду, оформления мест проведения ивентов, то можно сказать, что бюджеты снизились значительно. Что касается стоимости человеко-часа Института PR, он остался на уровне марта 2009 года».

А вот представитель одного из PR-агентств в IT-области, Егор Малыженков, PR-директор LABS Publicity Agency отметил, что гонорары агентства не выросли и не снизились. Он связывает это с тем, что в течение всего кризисного периода компания предлагала расширенный пакет бонусных услуг.

Малыженков отмечает, что самым болезненным вопросом в кризис было не действие конкурентов, а повальные неплатежи и задержки контрактных оплат до полугода.
На сегодняшний день, по мнению представителя агентства LABS Publicity Agency, наблюдается не только активизация рынка (особенно во втором квартале), но и появление разномастных конкурентов, встревающих в любые тендеры с невероятно низкими ценами. К счастью, постоянные клиенты никуда не делись, а молодые «Агентства» и «Компании» пока допускают слишком много ошибок и имеют слишком слабое финансирование, чтобы серьезно о себе заявить», – отметил Егор.

На мировом рынке PR в 2009 году самыми востребованными оказались корпоративные и кризисные коммуникации. Более чем 50% стран, участвующих в исследовании Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью, (а это 24 страны: Европы, Ближнего Востока, Африки, Азии, Северной и Южной Америки и Австралии), использовали именно эти коммуникации.

На втором месте по популярности среди этих стран оказались маркетинговые коммуникации. Кстати, по данным ICCO, тенденция перераспределения маркетинговых бюджетов в сторону PR продолжает в 70% стран. Использование цифровых коммуникаций в PR (digital PR) показали устойчивый рост по всему миру, а в 2010 году в этой сфере прогнозируется рост свыше 10%.

Как отмечают белорусские специалисты в области PR, на рынке Беларуси уже в течение 3 лет наблюдается перераспределение бюджетов в сторону PR. Цифровые коммуникации (Digital в PR) показали рост примерно на 50% за 2009 год. Появились клиенты, имеющие контракты только в сфере (digital в PR), а в агентствах - отделы, занимающиеся исключительно этим направлением.

«PR-специалисты обязаны работать с new media – социальными сетями, блогосферой, другими интернет-сообществами», – заявляет Роман Косицын. – Эта сфера несет в себе большой потенциал, хотя возводить ее в культ я лично смысла не вижу. Просто у нас стало больше инструментов, с которыми интересно работать».

Изменилась структура спроса на PR-услуги, некоторые клиенты агентства отказываются, к примеру, от мониторинга как такового, отдавая предпочтение аналитике. Оказываются услуги в области стратегического консультирования, растет спрос на GR-консалтинг, событийный маркетинг.

Таким образом, по словам специалистов, «наблюдается общая тенденция – клиент хочет не просто наблюдать ситуацию, а понимать с помощью PR-консультанта ее коммуникационную суть и получать экспертные рекомендации по дальнейшим действиям. Но вместе с тем, спрос на традиционные услуги, например, проведение пресс-мероприятий, сохраняется.

Мировой прогноз развития PR-отрасли в целом позитивен: в 60% стран в этом году ожидается рост. Лидером по прогнозу роста является Бразилия – +25%, 6% в Бельгии, 5% в Германии, 15% в Польше, 10-20% в Португалии.

Наши коллеги из Ketchum констатируют, что наиболее сильный рост сейчас наблюдается на развивающихся рынках – к их числу относятся, в первую очередь, страны СНГ, Бразилия, Китай, – отметил Роман».

В 20% стран ожидается стабильность ситуации, в том числе в США. В Ирландии, Словении, Испании и Великобритании прогнозируется сокращение объемов гонораров агентств.

Что касается прогнозов на белорусском рынке в области PR на 2010 год, специалисты считают, что можно ожидать его роста, но в условиях стабильной экономической ситуации, аккуратного управления бизнесом и развития цифровых коммуникаций.

Источник: Marketing.by


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По данным Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO), в большинстве стран в 2009 году изменения на рынке PR по сравнению...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика