Союз, но без путина. 21.by

Союз, но без путина

16.06.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Переговоры и разговоры вокруг Таможенного союза, который вот-вот должен вступить в силу, не стихают. Беларусь попала в политически невыгодную ситуацию, когда наш президент выглядит каким-то выжигой, пытающимся путем политических маневров вырвать у России уступки в цене на нефть и газ. А зачем нам вообще понадобился этот Таможенный союз?

Нам объясняют, что Таможенный союз (ТС) откроет дорогу нашим товарам на объединенный рынок стран союза. Чтобы доказать его эффективность, сравнивают условия в ТС с условиями торговли с Кореей или Италией. А что, действующие в рамках союзного государства договоренности уже утратили силу? Или у нас есть серьезные проблемы в торговле с Казахстаном, которые в состоянии решить только договор о ТС?

С Казахстаном наши отношения развиваются вполне успешно. Зон конфликта интересов практически нет, механизмы согласований работают. Но обороты пока невелики, и в ближайшие годы и в существующих условиях работы еще хватит. Для этих отношений ТС - структура отношений «на вырост». Учитывая активность на этом рынке китайцев, трудно сказать, какие проблемы в наших отношениях могут возникнуть через несколько лет. И как ТС будет этим отношениям способствовать или мешать.

ТС важен прежде всего для России. И даже не столько для России, сколько для крупного российского капитала. Уже выяснилось, что собственно российский рынок слишком мал для крупных инвестиций в производство чего бы то ни было. Без гарантированно защищенного рынка инвестиции в производство «с нуля» становятся рискованными, а вариант модернизации действующих предприятий для России зачастую неактуален: уже дешевле строить «с нуля».

Там широко разрекламированная модернизация экономики страны все никак не начнется. Пока российским капиталом освоена только одна форма модернизации: комплектная закупка западного оборудования и технологий (лучше - в доле с западной же фирмой). А этот путь далеко не всегда эффективен. Во-первых, в разных условиях доступа к финансовым ресурсам закупка современного оборудования, даже при более низких ценах на сырье, энергоресурсы и комплектацию, далеко не всегда обеспечивает более низкую себестоимость выпускаемой продукции. Во-вторых, так на наш общий рынок входят западные корпорации. И это далеко не всегда является выгодным и для России, и для Беларуси.

Но опыт показывает, что Россия никогда не считалась с интересами Беларуси при реализации своих инвестпроектов. И единственный способ согласования интересов стран, известный россиянам, - требование продать наши предприятия или ограничить их экспорт в Россию. Достаточно вспомнить требования Владимира Путина ограничить номенклатуру выпускаемых нами тракторов, чтобы освободить нишу для своих предприятий, и ту же «молочную войну». И в-третьих, для эффективного использования современного оборудования нужно обеспечить его высокую загрузку. Рынок России для этого слишком мал, и ТС его не сильно расширяет. Мало шансов, что союз сильно ускорит модернизацию России. Но вот для крупного российского капитала форма ТС открывает хорошие перспективы для вторжения на рынки союзных стран, подавления или скупки там своих конкурентов. Тем более при такой мощной поддержке своего правительства.

А что дает союз Беларуси? На рынках стран - участниц союза для нас принципиально важен сбыт машинотехнической продукции и продовольствия. Могут ли какие-то колебания уровня ставок таможенных платежей серьезно изменить там объемы продаж? Вряд ли. Продвижению наших товаров в России всегда препятствовали не таможенные барьеры, а позиция российского финансового капитала, который постоянно пытался контролировать наши товарные потоки. Нами этот рынок уже почти насыщен, позиции на нем достаточно прочны. У нас там своя ниша при своем уровне соотношения цены-качества.

Проблема - конкуренция китайцев и попытки россиян неэкономическими методами высвободить рыночные ниши на своем рынке для собственных предприятий. Кроме того, устойчивость своих предприятий на рынке россияне привыкли обеспечивать, просто скупая родственные предприятия и монопольно (или, на крайний случай, картельно) устанавливая цены. А российское правительство в этих случаях всегда поддерживает своих, шантажируя наше правительство ценами на газ. Что, ТС предотвратит российский нажим? Хотя бы такой, какому подверглась наша молочная продукция? Нет, конечно. А методы входа на рынок китайцев, включая демпинг, заведомо позволяют преодолеть таможенные барьеры.

Так что проблема запуска ТС для Беларуси сегодня неактуальна. Союз в его нынешнем виде никак не способствует решению двух главных для нашей экономики задач: модернизации промышленности и диверсификации рынков сбыта. В этом плане прогресс в наших отношениях с Вьетнамом, Венесуэлой, Ираном, Сирией, Индией, странами Африки для нас важнее, чем пустые препирательства с Россией. И тут ТС может скорее помешать, чем помочь.

В наше время прогресс в экономических отношениях всегда основан на компромиссах. Какие компромиссы на новых рынках будут выгодны, пока и предположить трудно. Лучше себя лишними обязательствами не связывать. Тем более что предложенная структура таможенных пошлин в союзе характерна для сырьевых стран и препятствует развитию отношений с другими сырьевыми странами. Которые для нас наиболее перспективны. Но и ссориться с Россией по пустякам не хочется. Объективно наше тесное сотрудничество взаимовыгодно. Но не на условиях Путина.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Переговоры и разговоры вокруг Таможенного союза, который вот-вот должен вступить в силу, не стихают.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика