Как отразится принятие Таможенного кодекса на белорусских автомобильных грузоперевозках?
Что уже изменилось, а чему предстоит измениться? Есть ли вероятность того, что белорусские перевозчики, работая на Единой таможенной территории, окажутся вытеснены российскими компаниями? С этими вопросами «Ежедневник» обратился к начальнику отдела таможенных услуг ИП «Асстра Вайсрусланд» Михаилу Козлову.
– Следует учитывать, что Таможенный кодекс определяет общие нормы и правила. Далее таможенными органами различные детали согласовываются и уточняются. Но уже сейчас относительно перемещения товаров внутри Таможенного союза есть упрощения. Просто мы их не сразу прочувствуем. Пока мы работаем по той же форме декларирования. Но я думаю, июль – это переходный период. Пока субъекты хозяйствования и служащие таможни привыкнут к новым правилам, тоже нужно время. Ну, а следующий такой переходный период будет ближе к 1 января 2011 года. Тогда будет внедряться единая форма декларирования, единая сертификация, единое программное обеспечение таможенных органов.
– Что сейчас упростилось?
– Если товары белорусские или выпущены в свободное обращение в Беларуси, то они могут перемещаться в Россию и Казахстан без таможенного оформления. Не нужно декларации заполнять, заезжать на пункт таможенного оформления, ставить пломбы. Так работать, конечно, проще. В то же время сохраняется контроль товаров изъятия и остаются пункты принятия уведомлений. Но эти барьеры также в перспективе планируется упразднить.
– То есть принятие Таможенного кодекса можно только приветствовать?
– С точки зрения международных автомобильных перевозчиков – да.
– А с каких точек зрения – нет?
– Тут все зависит от готовности экономик разных государств работать на едином пространстве. Кто быстрее, оперативнее, ловчее заполнит эту огромную нишу товарами. В этом процессе большую роль будет играть конкурентоспособность.
– Ранее звучали опасения, что в Едином экономическом пространстве российские перевозчики могут вытеснить с рынка белорусских. Насколько эти опасения оправданы?
– Если для перевозчиков Таможенного союза будет отменен контроль за разрешениями на внутренних границах, то дальше все будет определяться их мобильностью и умением работать на рынке. Я думаю, наши компании, имеющие достаточно большой опыт работы в сфере международных перевозок, в ряде случаев даже конкурентоспособнее российских коллег. Так что по этому поводу, на мой взгляд, беспокоиться не стоит.