Удастся ли банкам удержать потребительскую активность белорусов?. 21.by

Удастся ли банкам удержать потребительскую активность белорусов?

17.07.2010 18:08 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сложная экономическая ситуация, в которой оказалась Беларусь из-за ухудшения условий поставок российских энергоресурсов, может привести к потребительскому спаду в стране. Власти пытаются стимулировать покупательскую активность с помощью банков.

Одним из наиболее важных показателей потребительской активности является спрос на недвижимость. В последнее время эксперты заговорили об уменьшении числа сделок по приобретению жилья. Аналитик консалтинговой группы REZУЛЬТАТ Алексей Шукаев утверждает, что речь идет об устойчивой тенденции. Он проанализировал зарегистрированные с начала года Национальным кадастровым агентством договоры купли-продажи квартир в Минске.

Эксперт подчеркивает, что количество сделок с недвижимостью медленно, но неуклонно сокращается, несмотря на то, что в последнее время цены на жилье начали падать. По мнению эксперта, это происходит по нескольким причинам.

-- Фактически до наступления спада существовали две основных группы людей, которые приобретали квартиры в Минске. Первая группа -- лица из обеспеченных и богатых слоев населения, вторая – люди со средними доходами, -- отмечает Алексей Шукаев.

По его мнению, богатые люди уже обеспечили жильем не только себя, но и близких родственников. Теперь они могли бы рассматривать покупку недвижимости как способ вложения средств, однако вряд ли сегодня, когда цены на жилье снижаются, такие инвестиции выгодны.

Что касается покупателей из среднего класса, то они приобретают жилье преимущественно в кредит.

-- Сегодня валютные кредиты -- недоступны, рублевые -- дороги. К тому же экономика еще не восстановила рост, и во многих отраслях доходы в долларовом эквиваленте значительно ниже, чем были в начале 2008 года, -- считает Шукаев.

Между тем, официальная статистика свидетельствует, что население продолжает активно брать кредиты, в том числе на строительство и приобретение жилья. Правда, главным образом речь идет о льготных кредитах.

По данным Нацбанка, за январь-май текущего года общий объем кредитов на приобретение недвижимости (включая жилье в сельской местности) составил 2 трлн 649,6 млрд белорусских рублей. Это на 40.5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время общий объем кредитов на жилье, выданных без предоставления льгот, сократился. За пять месяцев текущего года общий объем нельготных кредитов составил 229,3 млрд рублей, что на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Отчасти сокращение выдачи таких кредитов объясняется высокими процентными ставками. Но есть и другая причина.

-- Кризис научил осторожному отношению к кредитованию. И граждане стали более ответственны в принятии решений, и банки стали строже подходить к выдаче кредитов, -- отмечает пресс-секретарь Нацбанка Анатолий Дроздов.

Впрочем, эксперты все же рассчитывают, что значительного и стремительного падения потребительской активности в Беларуси, в том числе на рынке жилья, не произойдет.

-- Сегодня власти предпринимают усилия для поддержания потребительского бума. Процентные ставки по кредитам снижаются. И будут продолжать снижаться. Национальный банк осуществляет кредитную поддержку коммерческих банков, чтобы они имели возможность выдавать недорогие кредиты для поддержания покупательского спроса, -- говорит экономист Исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента Дмитрий Крук.

Эксперт отмечает, что текущие тенденции неустойчивы, поэтому сказать, как будет развиваться ситуация, сложно. Дмитрий Крук не исключает: если кредитование банков будет продолжаться, восстановление потребительской активности возможно. 



 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сложная экономическая ситуация, в которой оказалась Беларусь из-за ухудшения условий поставок российских энергоресурсов, может привести к потребительскому спаду...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика