Апробация северного транзита. 21.by

Апробация северного транзита

26.07.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Мууга - новые белорусские ворота для венесуэльской нефти.Очередная партия венесуэльской нефти в объеме 80 тыс. т  будет поставлена в Беларусь транзитом через эстонский порт Мууга в конце июля.Транспортировать нефть из Венесуэлы Беларусь начала в апреле 2010 года через Украину. Пока танкеры с венесуэльской нефтью сорта Santa Barbara приходили в Одесский порт, а затем по железной дороге с применением льготного тарифа нефть поставлялась на Мозырский НПЗ.

Первый танкер с партией венесуэльской нефти прибыл в Одессу 25 апреля, второй - 19 июня, третий - 29 июня, четвертый - 17 июля.

Мощности освобождаются.

В июле Беларусь подключает к транзиту венесуэльской нефти северное направление. Пятый танкер из Венесуэлы дедвейтом 80 тыс. т должен прибыть в эстонский порт Мууга в конце июля, а оттуда сырье железнодорожным транспортом поступит на переработку на "Нафтан".

Мууга - один из крупнейших портов Эстонии, расположенный примерно в 30 км от Таллина. Порт имеет хорошие возможности по перевалке наливных грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов. Пока некоторые российские компании используют этот порт для перевалки нефтепродуктов при поставке их на экспорт.

Однако уже в сентябре в Усть-Луге (под Санкт-Петербургом) планируется ввести в эксплуатацию нефтеналивной терминал, и российские компании, скорее всего, изменят маршрут перевалки горючего в пользу своего терминала. Так что, можно ожидать, у эстонского порта появятся дополнительные свободные мощности.

Пока неизвестно, будет ли белорусская сторона и дальше использовать этот порт для транспортировки венесуэльской нефти. Сейчас она интенсивно изучает возможности доставки через порты Литвы и Латвии.

Логистика поставки венесуэльской нефти через прибалтийские порты более оптимальна в сравнении с южным маршрутом - через Одесский порт, так как путь значительно короче. Однако желание Беларуси диверсифицировать поставки обусловлено не только этим фактором.

Если в течение календарного года - с мая 2010 года по май 2011 года - в Беларусь должно быть поставлено 4 млн. т венесуэльской нефти с дальнейшим увеличением поставок до 10 млн. т, то без дополнительных маршрутов никак не обойтись. Дело в том, что возможности обоих белорусских НПЗ по приемке "железнодорожной" нефти достаточно ограниченны. В течение года каждый завод может принять пока максимум по 3 млн. т такой нефти, то есть в сумме - 6 млн. т в год.

В то же время официально заявлено об увеличении импорта нефти из Венесуэлы до 10 млн. т - а это уже примерно 50% общего годового объема нефтепереработки в стране. Если эти планы действительно воплотятся в жизнь, обеспечить такой объем поставок нефти по железной дороге невозможно - прежде всего, из-за ограниченных возможностей для слива нефти на НПЗ. Кроме того, транспортировка нефти по железной дороге очень дорогостоящая.

Вот почему белорусская сторона озабочена организацией поставок венесуэльской нефти в Беларусь по трубопроводной системе.

На северном направлении такие возможности есть. Венесуэльскую нефть можно поставлять на "Нафтан" из литовского и латвийского портов по новополоцкой трубе "Дружба". Тем более что в направлении Литвы поставки российской нефти остановлены с 29 июля 2006 года, а в направлении Латвии - с 1 января 2003 года.

Беларусь уже пробовала задействовать эти маршруты. К примеру, в 2007 году, после "нефтяной войны" с Россией, официальный Минск заявил о готовности транспортировать через Литву 7-8 млн. т альтернативной нефти. Литовская сторона предложила совместно реализовать проект по увеличению мощности нефтяного терминала в Бутинге для увеличения объемов перевалки сырья. Однако до конкретных предложений от белорусской стороны дело так и не дошло.

В 2007 году прорабатывалась также возможность транзита нефти в Беларусь через латвийский порт Вентспилс. Речь шла об использовании трубопровода Сургут - Унеча - Полоцк - Вентспилс в реверсивном (обратном) направлении для обеспечения нефтью новополоцкого НПЗ "Нафтан".

Белорусская сторона провела предварительные переговоры с совладельцем холдинга Ventspils nafta - компанией Vitol - о возможности реализации данного проекта. На том этапе организация реверсивного движения по "Дружбе" обошлась бы в 15-30 млн. USD, и на это потребовалось бы около 2,5 года. Но и латвийская сторона не дождалась официальных предложений от Минска по реализации данного проекта.

Время покажет, будут ли такие предложения сейчас. Это, в свою очередь, зависит от того, имеют ли сами белорусы гарантии поставок венесуэльской нефти на долгосрочную перспективу.

Тарифы привязаны к гарантиям.

В Минске понимают, что доставку венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ тоже можно значительно удешевить при условии поступления сырья не по железной дороге, а по трубопроводу.

17 июня в Одессе белорусская и украинская стороны договорились проработать вопрос использования трубопроводного транспорта для поставок венесуэльской нефти на белорусские НПЗ по следующему маршруту: порт Одесса, далее - трубопроводным транспортом до Кременчуга, потом - по железной дороге, в том числе с использованием схем замещения нефти с учетом ее качества.

Обсуждается также возможность использования профицита пропускной способности трубопровода Одесса - Броды для поставок нефти, близкой по качеству к Urals, в ОАО "Мозырский НПЗ" по маршруту Южный - Броды - Мозырский НПЗ.

Часть этих договоренностей первый вице-премьер Украины Андрей Клюев и первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко закрепили в межправительственном соглашении о мерах по развитию сотрудничества по транспортировке нефти по территории Украины в Беларусь, которое было подписано 12 июля в Киеве.

Стороны гарантировали равное снижение железнодорожных тарифов при транспортировке нефти через украинскую территорию в Беларусь. Кроме того, Украина гарантировала наличие технической возможности для транзита, а также скидки к тарифам. Стороны договорились, что при транспортировке нефти железнодорожным транспортом они устанавливают паритетную ставку тарифа. В частности, в 2010 году будут применяться ставки сквозного тарифа в размере 0,27 USD за 10 т/км. Но это условие увязано с обеспечением белорусской стороной гарантированных объемов поставок.

В целом подписанный в Киеве документ носит рамочный характер. Ожидается, что детальные договоренности найдут отражение в контрактах профильных компаний двух стран. А. Клюев и В. Семашко договорились встретиться в начале сентября и доработать до этой даты несколько соглашений.

При этом использовать нефтепровод Одесса - Броды для поставок венесуэльской нефти в Беларусь, по имеющимся данным, пока не планируется. Украина предполагает перевести нефтепровод Одесса - Броды в аверсный режим примерно через 2 года, когда Россия построит Балтийскую трубопроводную систему-2.

Цену не назвали.

Поставкой венесуэльской нефти теперь будет заниматься созданное в начале июля венесуэльско-белорусское СП "Петройл ВБ, С.А.", учредителями которого стали ЗАО "Белорусская нефтяная компания" (БНК, спецэкспортер нефтепродуктов) и государственная нефтегазовая компания Венесуэлы (Petroleos de Venezuela, Sociedad Anonima, PDVSA).

Доля белорусской стороны в СП составляет 25%, PDVSA принадлежат остальные 75%. СП будет заниматься также реализацией нефтепродуктов, вырабатываемых из венесуэльской нефти.

Пока нефтепродукты, выработанные из венесуэльской нефти на Мозырском НПЗ, реализовывались преимущественно на украинском рынке. С этой целью БНК, которая была контрактодержателем, создала в этой стране свое дочернее предприятие "БНК-Украина".

Отметим, что нефть из Венесуэлы поставляется в Беларусь уже четвертый месяц, однако условия импорта не озвучены. Недавно Белстат сообщил о том, что Беларусь в мае 2010 года импортировала 79,8 тыс. т нефти из стран дальнего зарубежья по цене 656 USD/т. Очевидно, что речь идет о венесуэльской нефти, поскольку в других странах это сырье не закупалось.

Возможно, именно такая цена указана в контракте. Однако оплачивала ли Беларусь действительно по такой цене венесуэльскую нефть и каковы условия оплаты на самом деле, до сих пор неясно. Цена 656 USD/т вызывает сомнения, так как в мае российская нефть с учетом таможенной пошлины стоила около 550 USD/т.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Очередная партия венесуэльской нефти в объеме 80 тыс. т
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика