Беларусь просчитала экономическую эффективность поставки нефти через порты Украины, Латвии, Литвы и Эстонии.
Об этом говорится в «Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь», которая утверждена постановлением Совета министров № 1180 и рассчитана на период до конца 2020 года. Текст документа опубликован на Национальном правовом портале, сообщает БелаПАН.
В документе отмечается, что в целях диверсификации поставок нефти в Беларусь в марте 2010 года подписан контракт, предусматривающий поставку 4 миллионов тонн венесуэльской нефти в год с последующим увеличением ежегодной поставки до 10 миллионов тонн. Кроме того, «проработана возможность поставки нефти из Азербайджана, Венесуэлы и стран Персидского региона через балтийские и черноморские порты».
Беларусь просчитала экономическую эффективность организации поставки нефти из указанных источников. При оценке, в частности, учитывалась ориентировочная стоимость фрахта нефти до порта, возможности портов по перевалке нефти из танкеров в железнодорожные цистерны для дальнейшей транспортировки на белорусские НПЗ, стоимость железнодорожной транспортировки нефти, а также возможность использования трубопроводного транспорта.
В результате был сделан вывод, что «организация приема нефти с морского транспорта экономически целесообразна в портах Одесса и Южный (Украина), Вентспилс (Латвия), Клайпеда (Литва), Таллинн (Эстония)».
В стратегии отмечается, что в настоящее время нефть поставляется в ОАО «Мозырский НПЗ» через порт Одесса, который имеет техническую возможность перевалки до 240 тысяч тонн нефти в месяц с морского транспорта в железнодорожные цистерны.
Что касается порта Южный, то он является конечной точкой нефтепровода Одесса — Броды, который в настоящее время работает в реверсном режиме, прокачивая российскую нефть сорта «Юралс».
«Перспективное направление использования данного порта — перевалка нефти с моря на берег и поставка нефти в Республику Беларусь по трубопроводу Одесса — Броды в аверсном (прямом) режиме», — подчеркивается в документе.
При поставке нефти через порт Вентспилс имеется потенциальная возможность ее дальнейшей транспортировки в Беларусь железнодорожным и трубопроводным транспортом. В стратегии отмечается, что «для организации таких поставок требуется оборудование наливных эстакад терминала системой рекуперации паров».
Как отмечается в документе, для осуществления доставки нефти через данный порт трубопроводным транспортом «стратегически важно обеспечить реверсное использование нефтепровода Полоцк — Вентспилс. В этих целях предстоит осуществить строительство насосной станции в районе терминала, а также дополнительную модернизацию коммуникаций».
Что касается организации поставки нефти через порт Клайпеда, то в этих целях планируется модернизировать терминал.
«Литовская сторона заинтересована в организации транспортировки нефти через порт Клайпеда при условии долгосрочных гарантий по загрузке перевалочных мощностей терминала сроком на пять лет», — подчеркивается в стратегии.