Сюрпрызаў ня будзе
09.09.2010
—
Новости Экономики
|
Как-то даже не верится, что указ N450 принят. С декабря 2008г. этот документ активно обсуждался, анонсировался, разбирался. Тернист был путь проекта: его готовили в министерствах, вносили в президиум Совмина, администрацию президента, несколько раз направляли на переработку. В результате «Юрьев день» наступил досрочно - в сентябре. Однако долгожданный нормативный акт может разочаровать тех, кто на него рассчитывал. В начале о хорошем. Отменено лицензирование 16 видов деятельности, а также отдельных составляющих работ и услуг по другим видам. Таким образом, всего 128 ранее лицензировавшихся работ (услуг) с 1 января 2011г. можно будет осуществлять без лицензии. Среди них такие значимые, как, например, деятельность по проектированию и строительству, розничная торговля (за исключением специфических товаров) и общественное питание, транспортно-экспедиционная деятельность, внутриреспубликанские перевозки грузов, туристическая деятельность, деятельность аудиторов, антикризисных управляющих, таможенных агентов, деятельность, связанная с привлечением в Беларусь иностранной рабочей силы. От открывающихся перспектив дух захватывает. Теперь о главном. Искренне радуясь прогрессивным изменениям в законодательстве, многие сразу начинали искать подвох. Есть он или нет - сказать сейчас сложно, но ситуация явно может быть не такой радужной, как это представляется после прочтения новостей об отмене лицензий. Первым звоночком для бизнеса должно стать то, что указ вступает в силу только с 1 января 2011г. Если лицензирование отменяется, почему бы не сделать это с завтрашнего дня? Ответ понятен: чтобы можно было разработать и внедрить другие механизмы контроля в соответствующих сферах. Может, существует вселенский закон сохранения контроля и его значение является константой, несмотря на любые меры по либерализации экономики? Давайте посмотрим, насколько отмена лицензирования некоторых видов деятельности повлияет на бизнес. Например, возьмем самое прогрессивное - отмена лицензий по розничной торговле и общепиту. Легким росчерком пера лицензирование может превратиться… в торговый реестр. Аналогичный реестр собираются вводить и в отношении турфирм. Условия включения в реестр будут сообщены дополнительно. Возможно, будет легче, но возможно, что нужно будет совершить те же действия, что ранее требовались для получения лицензии. Знакомая бюрократическая процедура и известные проблемы меняются на нечто пока неизвестное. Однако если говорить по сути, то если согласовательные процедуры не претерпят изменений, либерализацию в области лицензирования можно будет считать просто ненужной сменой вывески, поскольку не формальная процедура выдачи лицензии, а согласования и получение различных разрешений вызывали необходимость реформирования сферы лицензирования. Отмена лицензирования по иным видам деятельности также может оказаться условной. Например, если говорить о профессиональных услугах (аудиторы, таможенные агенты, антикризисные управляющие), то в соответствующих сферах предусмотрена аттестация специалистов, оказывающих услуги, которую, видимо, отменять не будут. Для найма иностранной рабочей силы наверняка будет закреплена необходимость получения разрешений по каждому работнику. По этим и другим видам деятельности также могут быть введены обещанные сертификация и/или обязательное страхование. К слову, если выбирать между сертификацией и лицензированием, еще неизвестно, какая из процедур окажется более трудной для бизнеса. Стоит отметить, что, несмотря на тщательную подготовку документа, не все в нем оказалось написано четко и понятно. Например, в п.2.2.1 указа установлено, что субъекты хозяйствования «вправе не продлевать» срок действия лицензий, истекающих с момента официального опубликования указа и до момента его вступления в силу. Разработчики документа, очевидно, имели в виду, что эти лица вправе и работать без лицензии в этот период, однако прямо это не указано. Что касается основной части указа - объемного положения о лицензировании, по нему также возникнет много вопросов. Навскидку пример по юридическим услугам: кроме ранее упоминавшихся либо подразумеваемых в понимании нового положения, лицензированию подлежат также услуги по представлению интересов перед третьими лицами от имени заказчика в процессе переговоров, при проведении собраний, заседаний и иных встреч и осуществлению иных действий юридического характера. Значит ли это, что у каждого поверенного по договору поручения должна быть лицензия на оказание юридических услуг? Скоро узнаем. В общем, оценку реформе лицензирования будем ставить после ее завершения, а пока все вышеизложенное - предварительные выводы. В отмене лицензирования есть много положительных моментов, даже если разрешительные процедуры сохранятся. Например, если нет лицензии, то кого-то нельзя ее лишить. Кроме того, по некоторым видам деятельности лицензии действительно пропадут без всяких дополнительных оговорок. А еще где-то в недрах министерств готовится директива N4. И как только ее примут - сразу же в белорусском бизнесе наступит всеобщее счастье. Верите? Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как-то даже не верится, что указ N450 принят. С декабря 2008г. этот документ активно обсуждался, анонсировался, разбирался. |
|