Беларусь ведет переговоры об условиях финансирования проектов по модернизации белорусских НПЗ. Как сообщил интернет-газете Naviny.by источник, знакомый с ходом переговоров, речь идет о проектах, которые повысят глубину переработки нефти, что позволит снизить зависимость Беларуси от условий поставок российской нефти.
«Самый «горячий» из обсуждаемых проектов касается увеличения глубины переработки нефти на белорусских НПЗ», — сообщил Naviny.by представитель компании, которая в настоящее время кредитует поставки нефти в Беларусь.
От подчеркнул, что повышение глубины переработки нефти позволит работать белорусским НПЗ рентабельно даже при новых условиях закупки углеводородного сырья. «Решение этого вопроса позволит снизить влияние российских пошлин на рентабельность нефтепереработки», — заявил источник.
Готовность профинансировать модернизацию белорусских НПЗ к настоящему времени выразили европейские банки.
«Речь идет о привлечении иностранных кредитных линий под финансирование реконструкции белорусских НПЗ. Европейские банки выразили готовность прокредитовать эти проекты. Окончательное решение по их финансированию будет принимать концерн «Белнефтехим» по согласованию с НПЗ», — сообщил нам источник, близкий к переговорам.
При этом он уточнил, что кредиты, выделенные Беларуси под модернизацию НПЗ, могут быть связанными, поскольку «европейские банки очень охотно финансируют поставки оборудования».
Овчинка стоит выделки
Модернизация белорусских НПЗ требует серьезных финансовых вливаний. Стоимость проектов, направленных на повышение глубины переработки нефти, превышает 1,2 млрд. долларов.
Повышение глубины переработки нефти на Мозырском НПЗ предполагает строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков стоимостью 893 млн. долларов.
Увеличить глубину переработки на «Нафтане» можно будет в результате строительства установки замедленного коксования. Стоимость инвестпроекта, по данным Naviny.by, оценивается сегодня в 337 млн. долларов.
Часть суммы, необходимой для реализации этих двух проектов, смогут покрыть сами нефтеперерабатывающие заводы. Около 900 млн. долларов планируется отдолжить у иностранных кредиторов.
По расчетам концерна «Белнефтехим», инвестиции, вложенные в реконструкцию НПЗ, окупятся с лихвой. Согласно этим планам, с которыми удалось ознакомиться интернет-газете Naviny.by, повышение глубины переработки нефти позволит после завершения реконструкции дополнительно ежегодно получать 849 тысяч тонн дизельного топлива, 115 тысяч тонн высокоактанового бензина, 462 тысячи тонн нефтяного кокса, 74 тысячи тонн топливного и сжиженного газа, а также 171 тысячу тонн вакуумного газойля. За счет этого рентабельность белорусских НПЗ вырастет, как ожидается, на 10 процентов.
Шок — это по-нашему
Но до получения этой дополнительной выгоды ждать стоит еще минимум 2-3 года. Именно такой срок в октябре 2010 года отвел Александр Лукашенко правительству на реализацию проектов по повышению глубины переработки нефти.
А пока Беларуси приходится нести дополнительные расходы, связанные с переработкой углеводородного сырья. Связаны они с перечислением в российский бюджет пошлин, которые Россия взимает при поставках нефти в нашу страну.
Александр Лукашенко оценил потери белорусского бюджета от нефтяного шока в сентябре в 3-4 млрд. долларов. «То, что Россия ввела пошлину на нефть — это увеличение цены почти в два раза, которую мы переплачиваем, нам где-то около 3-4 млрд. долларов дополнительно приходится дарить нашему соседу, руководству России», — подчеркнул президент.
В настоящее время официальный Минск в рамках переговоров по формированию Единого экономического пространства старается добиться отмены российских нефтяных пошлин. Как удалось выяснить Naviny.by в профильном ведомстве, некоторые подвижки в этом направлении уже есть.
В октябре Минфин России предложил Беларуси беспошлинную нефть в обмен на перечисление в российский бюджет всего объема экспортных пошлин на производимые нашей страной нефтепродукты. Белорусская сторона с этим предложением была категорически не согласна. Дело в том, что сегодня Беларусь перерабатывает не только российскую, но и свою нефть, а также венесуэльскую. Соответственно, белорусское правительство недоумевает, почему Беларусь должна перечислять в российский бюджет экспортные пошлины с нефтепродуктов, произведенных не из российской нефти.
По итогам переговоров в конце октября удалось достичь некоторого прогресса. Россия согласилась взимать экспортные пошлины только из тех нефтепродуктов, которые выработаны белорусскими НПЗ из российской нефти. Таким образом, сейчас мяч — на белорусской стороне.