Либерализация-лайт. Что получит и чего не получит белорусский бизнес от директивы №4. 21.by

Либерализация-лайт. Что получит и чего не получит белорусский бизнес от директивы №4

04.01.2011 16:53 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Либерализация-лайт. Что получит и чего не получит белорусский бизнес от директивы №4

  • Ольга Лойко, TUT.BY


Апрельские тезисы президента Беларуси Александра Лукашенко наконец трансформировались в долгожданную директиву №4. Правда, ее окончательный вариант оказался куда осторожнее подготовленного осенью проекта. Либерализация лишилась конкретики, оговоренных сроков для внедрения нововведений и обросла общими фразами. Но представители бизнес-сообщества пока настроены в отношении документа оптимистично.
 
В своем обращении к народу и парламенту президент анонсировал главный принцип: конкуренция на смену монополиям. "Считаю, что назрела необходимость принятия директивы №4 о дальнейшей либерализации экономики, направленной на раскрепощение предпринимательской инициативы", - пояснил тогда Лукашенко.
 
Проект директивы так и был назван: "О дальнейшей либерализации экономики, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь". Грамматически не очень, но по сути очень многообещающе. В окончательной редакции названия о либерализации нет ни слова. Теперь директива №4 - "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности". Несколько видоизменился и главный принцип. Теперь это "конкуренция - везде, где возможно, государственное регулирование - там, где необходимо".
 
Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин заверил корреспондента TUT.BY, что документ "в целом отражает нормы, подготовленные в сентябре". "Теперь правительство и другие госорганы должны определить сроки выполнения отдельных поручений. Вначале в разных вариантах набрасывались идеи, что нужно сделать для развязывания рук предпринимательству. Шла борьба по каждому тезису. Каждая строчка в директиве – это два-три, а иногда и пятнадцать изменений в законы, указы, постановления. А директива – это политический вектор", - пояснил Карягин.
 
Все только начинается
 
Подготовку проекта плана мероприятий по реализации директивы № 4 будет осуществлять Минэкономики. Как передает БелаПАН, замминистра экономики Андрей Тур на пресс-конференции во вторник подчеркнул, что министерство намерено изучить мнение бизнеса о директиве и впоследствии принять комплекс мер для того, чтобы документ заработал в полном объеме.
 
"Самое основное наступает сейчас, - уверен и Владимир Карягин. - Теперь все надо расписать десятками нормативных актов. Уже создан координационный совет по сбору предложений". При этом он добавил, что большинство чиновников не знает, как реализовать эту директиву. "Они управленцы, но не готовы быть экспертами. А экспертами должны быть сами предприниматели", - пояснил глава МССПиР.
 
"Очень хорошо, - подчеркнул Карягин, - что директива продемонстрировала возможность нормального публичного обсуждения важных документов". При этом он призвал предпринимателей "не сидеть, как кулики в болоте, высунув голову и наблюдая за процессом", а вносить свои предложения (их можно выслать на адрес souz@allminsk.biz). Проект надо подготовить в течение месяца. Потом его ждет согласование, которое будет не простым.
 
Либерализация не прямого действия
 
По мнению главы МССПиР, директива - это артикуляция всем чиновникам: либерализация продолжается, и ставка делается на предпринимательскую инициативу. Что же бизнес уже получил вместе с директивой №4?
 
Первое, на что обратил внимание Владимир Карягин, - несколько норм прямого действия. "К примеру, надо было срочно приостановить действие статьи 23.17 Кодекса об административных правонарушениях (привлечения к административной ответственности за нарушение порядка составления и оформления товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов – TUT.BY). По ней тысячи разоренных и оштрафованных предпринимателей! И это за ошибку в накладной…" - рассказал он.
 
Тур в свою очередь отметил, что в директиве отражены аспекты, касающиеся свободного ценообразования и антимонопольной политики: госрегулирование цен должно сохраниться только для продукции монополистов и на социально значимые товары.
 
Он также заверил, что добросовестные предприниматели будут застрахованы от конфискации имущества, предполагается урегулировать и арендные отношения.
 
Возможно, прогресс в этой сфере станет возможен с изменением структуры органов госуправления. "Раньше Министерство промышленности видело свои 360 предприятий, но не другие 9000, пытающиеся заниматься производством. Стоят и не передаются в собственность сотни неиспользуемых цехов! Вряд ли частное предприятие будет проводить модернизацию, закупая современное оборудование в арендованное помещение, ведь может и аренда подорожать и т.д. В директиве этот момент отмечен отдельным пунктом. Большинство предпринимателей у нас – вечные арендаторы и если государство не изменит своей политики, это будет продолжаться вплоть до гибели предприятий", - подчеркнул Карягин.
 
Еще одно важное нововведение, предусмотренное директивой, — перераспределение нагрузки по пенсионному страхованию между нанимателями и работниками, и, соответственно, снижение размер отчислений в Фонд соцзащиты.
 
Есть в директиве и пункт о введении регистрации в электронном виде. То есть фактически речь идет о введении заявительного принципа взамен разрешительного. Однако сложности с ликвидацией пока останутся прежними: ликвидация происходит через судебные процедуры, им должна предшествовать налоговая проверка. При этом налоговики говорят, что времени на такие проверки не хватает и процесс затягивается.
 
В чистовик не вошло
 
Так мы плавно переходим к тому, чего в директиве так и не оказалось. В частности индивидуальным предпринимателям не вернули право нанимать работников не из числа близких родственников. Впрочем, чиновники заверяют, что проект такого документа уже подготовлен.
 
Исчезло из итоговой версии директивы и несколько пунктов, касающихся не предпринимателей, но более крупного частного бизнеса. К примеру, в документе уже не упоминается об отмене ограничения на осуществление обязательных видов страхования только государственными страховыми компаниями и компаниями с участием государства более 50 процентов. Не оговорены теперь и планы по внесению на рассмотрение президента предложения о расширении участия частных банков в кредитовании госпрограмм и дополнительном регулировании порядка открытия счетов госкомпаний в частных банках.
 
Кроме того в директиве решили не упоминать о разработке нормативно-правового акта о введении налоговой амнистии к лицам, которые готовы себя реабилитировать путем легализации доходов.
 
Резко потеряла в конкретике и глава о финансовой поддержке малого предпринимательства. Ранее здесь шла речь о стимулировании развития рынка ценных бумаг для массового привлечения физлиц и субъектов малого и среднего предпринимательства и о создании совместно с Нацбанком системы некоммерческих микрофинансовых организаций. Теперь упоминается намерение "усовершенствовать инфраструктуру и систему финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства".
 
Практически нет в итоговом варианте и сроков, к которым все приятные для бизнеса нововведения должны будут вступить в силу. А с учетом того, что разработка и согласование директивы заняла более полугода (всего было более 40 вариантов документа), то ждать ее наполнения придется не меньше.
 
Бизнес готов к рывку
 
Что же хочет получить бизнес в итоге? "Главное, что нам необходимо – безбарьерная среда. Мы боремся за общие условия развития предпринимательства, мы не пошли вглубь, в тонкие технологии, современную инфраструктуру поддержки предпринимательства", - заявил Владимир Карягин.
 
Он добавил, что в конце года бизнес-союзы, зная содержание директивы и то, что с 1 января вступает в силу закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, обратились в Администрацию президента.
 
"В законе ужасно прописана инфраструктура поддержки предпринимательства: устаревшие формы, инкубаторы, центры поддержки. Это атрибуты Европы тридцатилетней давности. Современная инфраструктура – это индустриальные парки, венчурные фонды и еще десяток других инструментов. Администрация нас поддержала. Сейчас создается группа по формированию концепции развития предпринимательства и инфраструктуры. Но каждый по-разному понимает, что такое инфраструктура. Некоторые чиновники Минэкономики считают, что бизнес-ассоциации в инфраструктуру не входят, хотя во всем мире в нее входят и ассоциации, и университеты. И нам сегодня надо развитие предпринимательства сочетать с образовательными процессами", - сообщил Карягин.
 
Глава МССПиР уверен, что потенциал белорусских предпринимателей еще не раскрыт и на 10 процентов. "Инициатива часто сдерживалась. В основном выживали и развивались или предприниматели-самородки, либо имеющие ресурс личных связей, административный ресурс. Так что барьеры для развития бизнеса надо снимать немедленно, увеличивая возможности и для создания, и для развития бизнеса. Нужны современные гибкие производства, развитие контрактации, кооперации между предприятиями. Необходима разработка промышленной политики и с этим мы будем обращаться к президенту и премьер-министру в ближайшее время", - подчеркнул он.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Апрельские тезисы президента Беларуси Александра Лукашенко наконец трансформировались в долгожданную директиву №4. Правда, ее окончательный вариант оказался...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика