Сергей Шиптенко: Судьба МАЗа как зеркало белорусской приватизации
16.02.2011 16:55
—
Новости Экономики
| Regnum
Источник материала: Regnum Белоруссия начала очередную пятилетку со старыми проблемами и прежним руководителем. Как и прежде, условия ведения бизнеса остаются худшими в регионе. Стабильно растет внешний долг и отрицательное сальдо внешней торговли, уменьшаются золотовалютные резервы Нацбанка, повышаются цены на товары и услуги. Снижается конкурентоспособность белорусской продукции на традиционных рынках, продолжаются эксперименты с диверсификацией поставок нефти и газа. Тенденции 2010-го года продолжились в 2011-м. Согласно официальной статистике, ВВП Белоруссии в 2010 году вырос на 7,6% и составил $53,443 млрд. в т.ч. промпроизводство выросло на 11,3%. Общий товарооборот Белоруссии со всеми странами за 2010 год превысил $60 млрд.: экспорт вырос на 18,4% и превысил $25 млрд., импорт - на 22% до почти $35 млрд. Но при этом был поставлен очередной рекорд отрицательного сальдо внешней торговли товарами - $9,6423 млрд., что на 32,7% больше показателя 2009 года. По оценке При этом председатель правления Национального банка Белоруссии Минский автозавод (как и ряд знаковых предприятий Белоруссии - " История продажи минского автозавода стоит мессы. В мае 2008 года В августе 2008 года посол РФ в Белоруссии 15 февраля 2011 года руководитель Госкомимущества Белоруссии сообщил журналистам цену минского автозавода: $2,5 млрд. Выходит, что в процессе модернизации МАЗ оказался неконкурентоспособен на российском рынке, о чем явно свидетельствуют продажи в РФ и складские запасы предприятия в Белоруссии. Три года назад слияние МАЗа в машиностроительный холдинг с челябинским автозаводом "Урал", входящим в "Группу 15 февраля 2011 года стало известно, что российская компания направила в Минск письмо с предложением слияния Минского и Камского автозаводов. Глава "Ростехнологий" Стоит обратить внимание на то, что Госкомимущество Белоруссии в тот же день, 15 февраля, озвучило стоимость Минского автозавода в $2,5 млрд. - почти на $0,5 млрд. больше, чем активы КамАЗа. При этом в Минске знали, что "Ростехнологии" готовы предложить половину озвученной суммы. Итак: белорусская сторона, прекрасно осознавая проблемы функционирования предприятия, памятуя о российских предложениях с 2000 года относительно покупки МАЗа, учитывая опыт торгов с Дерипаской и наличный результат по предложению актива венесуэльским компаниям и итальянской Iveco, остро нуждаясь в "живых деньгах" на латание "бюджетных дыр", снова предлагает завышенную цену. Стоит отметить, что 100% акций Минского автозавода принадлежит государству. Решение о продаже данного актива будет принимать лично Александр Лукашенко. Он же утвердит условия сделки. Практика функционирования иностранных частных предприятий в Белоруссии показывает, что приобретение белорусских активов совершенно не гарантирует свободу распоряжения собственностью, чему наглядный пример - попавший под "оперативное управление" государства печально известный "Пинскдрев" (нет ни одной государственной акции) и "Данон-Юнимилк". Оба предприятия удостоились высочайшего внимания гаранта белорусской Конституции после приснопамятной директивы №4 (от 31 декабря 2010 г. "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь"). С Камским автозаводом совершенно иная ситуация. В акциях КамАЗа Ростехнологии владеют пакетом 49,9%, " Лукашенко может отказаться продавать МАЗ. В этом случае правительству Белоруссии придется изыскивать средства на поддержание предприятия, положение которого за последние два года существенно ухудшилось. Очевидно, это будет чрезвычайно сложно сделать, учитывая ограниченность внутренних ресурсов и труднодоступность внешних заимствований. При этом обсуждение модернизации и развития МАЗа можно отложить до лучших времен, которые в краткосрочной перспективе не просматриваются. Сейчас на балансе государства проблемный актив, сейчас бюджету нужны деньги, сейчас поступило очередное предложение от потенциального инвестора. Завтра ситуация изменится и торги для белорусской стороны будут проходить в более жестких условиях. В свою очередь, КамАЗ, ГАЗ и прочие потенциальные покупатели будут снова и снова озвучивать старые идеи и предложения. Ведь ничего принципиально нового Чемезов 15 февраля не сообщил - лишь озвучил новость об очередном предложении покупки белорусского предприятия и сообщил некоторые подробности. Таких предложений собственнику МАЗа ранее было сделано несколько. В итоге, сенсации не произошло: российская сторона подтвердила интерес к одному из белорусских предприятий, белорусская - приняла к сведению, не озвучив решения. Всё как и несколько лет назад. Вариантов развития ситуации для МАЗа может быть несколько. Российская сторона не приобретет белорусский актив, если Лукашенко наложит вето на продажу или утвердит неприемлемые для покупателя условия. Возможно, акционированный в 2009 году автозавод будет реструктурирован и российской стороне будут предложены активы, специализированные на выпуске грузовиков, а контроль за прочими активами сохранится за государством. Возможно, реструктуризации не будет и российской стороне предложат предприятие полностью, обремененное непрофильными активами и/или определенными социальными обязательствами, но по приемлемой цене и гарантиями (?) свободы действий. Возможны и иные схемы, но в любом случае речь идет о том, что власти Белоруссии снимают с себя полноту социальной ответственности и перепоручают развитие предприятия новому владельцу "голубой фишки" национальной экономики. При этом получают доход от продажи госсобственности и доход в качестве совладельца предприятия. Есть все основания считать, что размер госпакета акций в случае продажи предприятия будет сохранен. В свою очередь, потенциальный инвестор заинтересован в контрольном пакете акций приобретаемого предприятия. Судя по выступлению Чемезова, российская сторона не настаивает на приобретении 100% акций МАЗа и готова обсуждать специальные условия для стратегического инвестора, озвученные ранее самим Лукашенко. На сегодняшний день очевидно: от слияния двух автозаводов выиграют обе стороны. Выгоды от приобретения белорусского актива российским инвестором понятны, как и реальное положение дел на МАЗе. Вопрос заключается в готовности пойти на компромисс именно белорусской стороны. Если событие состоится, то обе стороны делом докажут, что белорусско-российская интеграция, Союзное государство и Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белоруссия начала очередную пятилетку со старыми проблемами и прежним руководителем. Как и прежде, условия ведения бизнеса остаются худшими в регионе. Стабильно растет внешний долг и отрицательное сальдо внешней торговли, уменьшаются золотовалютные резервы Нацбанка, повышаются цены на товары и услуги. |
|