Что ждать от заседания союзного Совмина?
13.03.2011 20:43
—
Новости Экономики
|
Что ждать от заседания союзного Совмина?
После президентских выборов в Беларуси прошло уже почти три месяца - время, которое можно характеризовать в первую очередь снижением напряженности официальных белорусско-российских отношений. И хотя об их потеплении пока говорить не приходится, "информационная война" конца 2010 года в СМИ обеих стран была свернута, а президент России Дмитрий Медведев, выдержав демонстративную паузу до объявления ЦИК окончательных итогов голосования, все-таки поздравил своего белорусского коллегу с победой, пожелав ему "успехов, а братскому белорусскому народу - мира и процветания". Уже по этой фразе можно сказать, что для российского президента руководство Беларуси и ее народ так и остались понятиями разными. Очевидно, что отголоски тех "информационных войн" еще не раз будут напоминать о существующих противоречиях в белорусско-российских отношениях, будь то в комментариях Медведева о разгоне демонстрантов или поиске российского следа в уличных акциях протеста и их финансировании. Сегодня же отсутствие политического и активизация экономического диалога позволяют надеяться, что наиболее кризисный период двусторонних отношений остался позади, а на первое место в двусторонних отношениях вместо политических разногласий "в верхах" должна прийти экономическая прагматика. В последние годы главной площадкой переговоров премьеров двух стран по экономическим вопросам являлось заседание Совмина Союзного государства, которое в последний раз проходило в Москве 15 октября прошлого года. Тогда, на фоне обострения двусторонних отношений, оно длилось беспрецедентно короткое время: обсуждение 32 вопросов повестки дня заняло у его участников не более получаса (или менее одной (!) минуты на вопрос). Вполне вероятно, что российская сторона не видела смысла заключать серьезные долгосрочные договоры со своими в скором времени уходящими со своих постов белорусскими коллегами, резонно полагая, что новый состав правительства Беларуси наверняка захочет их пересмотреть. Из "старой гвардии" сохранил свое место лишь первый вице-премьер Владимир Семашко, отвечавший за энергетический блок и возглавлявший все, мягко говоря, непростые переговоры по вопросам стоимости для нашей страны российских энергоносителей. А вот Андрей Кобяков, курировавший с белорусской стороны проекты Таможенного союза и Единого экономического пространства, напротив, был переведен в Администрацию президента. Возглавил же новое правительство председатель президиума Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович. Именно на него была возложена задача "оживления" белорусско-российской экономической интеграции, которая в последние годы сводилась к желанию белорусской стороны обеспечить доступ отечественной продукции на российский рынок при сохранении как можно более низких цен на сырье (в первую очередь - энергетическое). Уже в скором времени новый белорусский премьер заявил о намерении расширять двустороннее сотрудничество. Так, во время визита в Москву в январе т.г. Михаил Мясникович провел переговоры со своим российским коллегой по широкому спектру вопросов: тут нашлось место и ТЭК, и затянувшемуся началу строительства первой белорусской АЭС. Более того, Мясникович предложил Путину создавать крупные совместные предприятия и научно-производственные корпорации, в том числе и с участием третьих стран. В принципе, к подобным инициативам российская сторона уже привыкла за долгие годы переговоров, как привыкла и к тому, что намерения представителей белорусского Совмина так и останутся намерениями без одобрения со стороны белорусского президента. Однако последовавшие события позволили говорить о принципиально новом уровне сотрудничества правительств двух стран. Так, уже в январе-феврале Беларусь и Россия вышли на заключение двусторонних соглашений по принципиальным для белорусской стороны вопросам: поставкам нефти и газа, строительству АЭС. И несмотря на то, что окончательно межправительственные соглашения будут подписаны на заседании союзного Совмина 15 марта, наметившийся прогресс в двусторонних экономических отношениях, безусловно, вселяет оптимизм. В частности, первый вице-премьер Владимир Семашко в феврале заявил, что Беларуси и России удалось прийти к договоренности о том, что "выделяемый кредит будет государственным, несмотря на то, что нас толкали на коммерческий кредит". Предполагается, что кредит будет привлечен на 25 лет, а его размер составит 9 млрд долларов, что позволит финансировать строительство как самой АЭС, так и инфраструктуры. Кроме того, белорусская сторона активно включилась в переговоры по созданию холдинга "РосБелавто" при участии на паритетных началах белорусского МАЗа и российского КамАЗа. С белорусской стороны кроме 49% акций МАЗа в управление холдингу предполагается передать пакеты акций БАТЭ, Минского моторного завода, некоторые другие активы. Деятельность такого холдинга, по мнению белорусского правительства, позволит автопромам Беларуси и России "противостоять внешним давлениям". Возросшая активность белорусского правительства нашла свое отражение в речи белорусского президента на совещании с его новым составом 25 февраля. Так, Александр Лукашенко заявил, что не намерен чрезмерно контролировать работу правительства. Безусловно, это отнюдь не означает предоставление белорусскому премьеру карт-бланша, и президент Лукашенко продолжит сохранять за собой ключевые аспекты исполнительной власти, однако предоставление даже немного большей по сравнению с предыдущим Совмином свободы на переговорах является весьма показательным. Лишним подтверждением этому является то, что на протяжении последних двух месяцев белорусский президент практически не вмешивался в работу правительства и министерств, в то время как некоторые действия последних нередко противоречили его высказываниям. Так, вопреки "заданию" президента "прекратить брать в долг" в конце января Минфин заявил об очередном размещении евробондов на сумму 800 млн долларов. Таким образом, некоторое ослабление контроля над белорусским правительством на фоне активизации переговоров с российской стороной позволяют отчасти повысить ожидания от намеченного на 15 марта заседания Совмина Союзного государства. В первую очередь, это касается межправительственного соглашения по строительству белорусской АЭС. Несмотря на то, что условия и источники финансирования до сих пор окончательно не согласованы, переговоры находятся в высокой стадии завершения, а значит, подписание данного соглашения можно прогнозировать с высокой долей вероятности. С уверенностью можно говорить и о том, что на заседании будет поднят вопрос поставок российского энергетического сырья - нефти и газа. Напомним, что на 2011 год соглашение о стоимости "голубого топлива" для Беларуси так и не было достигнуто, а формула определения размеров бонусов российским нефтяным компаниям, оговоренная в январе 2011 года, вскоре может быть скорректирована. Однако если цена на газ для Беларуси, скорее всего, будет объявлена публично, то схема ценообразования нефтяных бонусов, по всей видимости, останется за закрытыми дверями. Однозначно можно лишь сказать, что договоренности, достигнутые в энергетической сфере, будут носить кратковременный характер, и в будущем ожидается их дальнейший пересмотр. Сейчас же белорусская сторона продолжит настаивать на принципах равного доступа к российским ресурсам для всех стран - участниц Единого экономического пространства. По сути, обсуждение этих и других вопросов будет сведено к решению главной задачи белорусского правительства на ближайшие годы - сокращению отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. По всей видимости, представители Беларуси попытаются внести ряд предложений, упрощающих доступ белорусской продукции на российский рынок, однако условием российской стороны наверняка станет участие в приватизации белорусских заводов, что может существенно затормозить переговоры по причине чувствительности этого вопроса для белорусского президента. Что касается создания совместных предприятий, в частности, холдинга "Росбелавто", эти вопросы, безусловно, будут подниматься, однако каких-либо прорывных соглашений ожидать вряд ли стоит. Очевидно, что намеченные переговоры должны будут стать лишь первым шагом на долгом пути интеграции белорусских и российских предприятий, но вопрос, станет ли белорусский премьер давать свое предварительное согласие на проведение подобной сделки, продемонстрирует, насколько свободно в принятии решений белорусское правительство. По всей видимости, заседание союзного Совмина, как это и задумывалось изначально, будет сведено исключительно к решению вопросов экономического характера, а политическая составляющая двусторонних соглашений будет отложена до следующей встречи глав государств. Во время январской встречи с Путиным Мясникович отметил, что в рамках Союзного государства накопилось много вопросов, и их решение стало бы прорывом в двусторонних белорусско-российских отношениях. Будут ли решены все эти вопросы и станет ли их решение действительно прорывом - пока вопрос открытый, и история заседаний правительств вынуждает относиться к этим словам с определенной долей скептицизма. С другой стороны, тот факт, что белорусский премьер и его подчиненные в последние два месяца получили несколько больше свободы действий, чем их предшественники, без сомнения, является большим шагом вперед, серьезной основой для активизации, дебюрократизации и, что самое главное, - деполитизации белорусско-российских экономических отношений. Но это - дело не одного дня. А потому, окажутся ли предстоящие переговоры сколь бы то ни было прорывными, станет известно 15 марта. Андрей Скриба, аналитик исследовательского центра ИПМ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Фото: РИА "Новости" Несмотря на разногласия между руководствами Беларуси и России, существенно обострившие двусторонние отношения, необходимость развивать...
|
|