Предвыборное повышение зарплат, рекордный рост отрицательного торгового сальдо и дефицит валюты в стране подорвали доверие к белорусскому рублю.
Истощив золотовалютные резервы в попытках сбить ажиотажный спрос на валюту, Нацбанк ввел ряд ограничений на валютном рынке и с 22 марта перестал продавать банкам доллары и евро для обеспечения обменников. При этом, оставив неизменным наличный курс, Нацбанк увеличил до 10 процентов с 2 процентов маржу при обмене валюты на внебиржевом рынке.
С этого времени банки перестали продавать в обменниках валюту из собственных резервов, торгуя лишь тем, что им удается купить у населения.
"По имеющейся у НБ информации, в настоящее время ряд обменных пунктов... осуществляют только приобретение наличной иностранной валюты у физических лиц без ее дальнейшей продажи... что нарушает требования правил осуществления валютно-обменных операций... согласно которым обменные пункты уполномоченных банков в обязательном порядке должны осуществлять как покупку, так и продажу наличной иностранной валюты", - говорится в письме.
"В случае невыполнения данных требований к банкам будут применены жесткие меры, вплоть до приостановления лицензионных полномочий в части проведения валютно-обменных операций", - угрожает Нацбанк.
Дефицит валюты и ограничения Нацбанка породили длинные очереди в обменниках, рост цен на импорт, черный рынок валюты, на котором доллары и евро продаются уже на 30 процентов дороже официального курса, и дефицит крупных золотых слитков и бриллиантов, которые белорусы раскупают, чтобы уберечь свои сбережения от предполагаемой девальвации.
При этом Нацбанк ввел мораторий на принятие любых решений в сфере валютного регулирования, пообещав не допустить резкой девальвации рубля.
Официальный курс белорусского рубля к корзине валют из доллара, евро и российского рубля снизился с начала года на 7,43 процента при установленном годовом коридоре колебаний +/- 8 процентов. Нацбанк ранее говорил, что не допустит выход курса за пределы коридора.