Чиновники заверяют, что импортные товары из магазинов не исчезнут, однако практики рынка прогнозируют, что через месяц-полтора может наступить дефицит импортных продуктов питания, а через два-три — промышленных товаров. Конечно, если проблема дефицита валюты каким-то чудесным образом не будет решена.
Минторг: в Багдаде все спокойно
Заместитель министра торговли Ирина Наркевич, отвечая на вопрос, что будет с импортными товарами из-за валютного кризиса, сказала: «При существующей ситуации магазины ведут себя по-разному». Она привела пример строительного супермаркета в Кобрине, директор которого заплатил поставщикам за еще непроданный товар «для того, чтобы потребитель не ощущал вымывание товара». По ее словам, так поступают «и все остальные магазины, у которых есть деньги». Именно такие действия замминистра называет «социально ответственным бизнесом».
При этом Ирина Наркевич полагает, что «данная ситуация временная и она разрулится». Вместе с тем, продолжила она, «любая ситуация для предприимчивых толковых людей должна сработать на новый импульс».
По ее словам, позиция Минторга сейчас состоит в том, чтобы средства в первую очередь направлялись на закупку товаров критического импорта.
Замминстра также напомнила о программе импортозамещения. Например, по ее мнению, белорусские синтетические моющие средства не хуже импортных, «расфасованных в непонятно каком месте».
Что касается продовольственных товаров, то здесь, считает Ирина Наркевич, «все более или менее в порядке, если не считать ажиотажного спроса на сахар и масло растительное». Она напомнила, что согласно концепции продовольственной безопасности доля импортного продовольствия не должна превышать 25%, фактически она составляет 15%.
Между тем люди то и дело жалуются, что не могут купить простые вещи, к которым привыкли, например, шампунь, стиральный порошок или мыло. Народ отмечает, что цены увеличились значительно, а выбор сузился. Те, кто хотел купить, например, телевизор, столкнулись с тем, что вроде ассортимент и есть, но найти именно то, что хочется, стало сложнее.
Что будет дальше, спросили Naviny.by у практиков, работающих на рынке.
Сначала исчезнут импортные продукты, а потом остальные товары
Собеседник Naviny.by, активно и давно работающий в сфере розничной торговли и пожелавший сохранить инкогнито, прогнозирует, что через месяц-полтора может наступить дефицит импортных продуктов питания.
Если проблема отсутствия валюты не будет решена, говорит он, покупать следующую партию товара будет попросту не за что: «Оптовики не смогут объяснить зарубежным поставщикам, почему долго не оплачивается, например, поставка бананов или апельсинов. Это скоропортящийся товар. Значит, оборот идет быстро. Да, могут привести еще одну партию в долг, и на этом все. Понятно, что задержится на прилавках консервация, а остальное уйдет. Если говорить, например, о радиоэлектронике, то ее возят реже, чем продовольственные товары. Если с умом продавать, товара, который был завезен в страну, может хватить до июля, а то и до сентября».
Говоря о фактах, когда люди замечали нехватку товаров, наш собеседник высказал мнение, что та же импортная техника в стране есть. Если где-то чего-то не хватает, то это чаще всего связано с тем, что продавцы сняли товар с продажи, чтобы не работать себе в убыток: «Например, они получат выручку в рублях, однако что им делать дальше? Вы сегодня можете купить доллары? Думаю, нет. А безнал теперь — это вообще безнадежно».
Цены на товары торговые сети формируют, исходя из курса доллара в 4300-4500 рублей.
Импортный алкоголь по старым ценам ищите в провинции
Не ровен час, скоро на стол нечего будет поставить, кроме отечественной водки и вина из местных плодов и ягод. Как известно, наши производители закупают виноматериалы за рубежом. К слову, там же закупается различная «фурнитура», например, пробки к бутылкам. Одним словом, большой вопрос, хватит ли запасов вина до того момента, когда курс доллара стабилизируется.
Директор ООО «Торговый дом Крикова» Андрей Олиферко пояснил Naviny.by, что в цену продукции (вина столовые, шампанские, игристые и шипучие) был заложен один курс доллара, а теперь приходится работать, исходя совсем из другого. Купить валюту предприятие не может. Выходит, еще немного, и отражение проблем импортеров алкоголя мы сможем лицезреть на пустых полках магазинов?
Директор торгового дома считает, что многое зависит от того, как будет реагировать покупатель на увеличение цен.
«У нас есть запас продукции, на которую, исходя из ситуации, мы увеличили цены на 40-45%. Запаса может хватить на несколько месяцев. Это зависит от того, как потребитель будет реагировать на такие цены. В любом случае, мы очень надеемся на стабилизацию валютного курса, как и все остальные импортеры».
К слову, импортную алкогольную продукцию по старым ценам еще и теперь можно найти в провинции. Как показывает практика, скорее она раскупается в Минске и областных центрах.
Автомобили почти не продают
Председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич отметил в интервью Naviny.by, что автомобильный рынок уже отреагировал на дефицит валюты в стране.
«В апреле, — сказал Михневич, — мы остановили продажу автомобилей, и только в случае возможности приобретения валюты на межбанковском рынке производилась штучная отгрузка автомобилей. Продавали небольшие объемы запчастей, также исходя из межбанковского курса с соответствующим повышением цен на них в рублях. Цены на запчасти повысились от 30% до 50% в зависимости от производителей. Это естественно. Мы покупаем, если удается, доллар за 5000-5100 рублей, а раньше он стоил 3000 рублей».
Получается, что стоимость нового автомобиля в рублевом эквиваленте может быть настолько высока, что спроса не будет вовсе. Товар был поставлен заранее, за него необходимо рассчитываться в валюте, а валюта дорога непомерно. Одним словам, продавцы авто терпят убытки.
«Поставщик должен оплатить товар в валюте, а она для нас дорога настолько, что ее стоимость не покрывает продажи. Например, по моему предприятию в апреле очень серьезные убытки. В такой ситуации мы не зарабатываем на машинах, чтобы работать хотя бы в ноль, а терпим убытки», — сказал Михневич.
Белорусская автомобильная ассоциация надеется, что каким-то образом ситуация стабилизируется в ближайшее время. Надежду вселяет то, что в последние дни апреля была заметна определенная активизация продаж на межбанковском валютном рынке. Если эта тенденция продолжится и появится некий равновесный курс, будут сформированы соответствующие цены, которые определят спрос и предложение на рынке.
«Думаю, во второй половине мая что-то будет известно. Конечно, хотелось бы сохранить курс Нацбанка, который есть сейчас, но, полагаю, что он будет около 4000 рублей за доллар», — предположил Сергей Михневич.