Первый транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, скорее всего, придет в Беларусь уже на следующей неделе. Однако вряд ли 800 млн. долларов, которые получит страна, помогут исправить ситуацию на валютном рынке. Источники в органах госуправления говорят, что эта сумма разом разойдется, если отдать ее на рынок.
Источники, близкие к переговорам, сообщили Naviny.by, что вопрос о выделении Беларуси 800 млн. долларов будет обсуждаться сегодня в Минске.
«На 9 июня в Минске запланировано проведение переговоров по кредитному соглашению с Беларусью, так как необходимо зафиксировать ряд процедурных и юридических моментов — традиционных для такого рода договоров международного характера», — сообщил источник в Евразийском Банке Развития (ЕАБР), который выступает управляющим средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
По его словам, первый транш кредита может поступить в Беларусь уже в середине июня.
«Все зависит от скорости осуществления плановых законодательных и юридических процедур по ратификации со стороны правительства Беларуси. Мы ориентируемся на середину месяца как на срок перечисления первого транша», — пояснил источник в Евразийском Банке Развития.
Белорусская сторона планирует зачислить 800 млн. долларов в состав золотовалютных резервов. Главный вопрос — что делать с этими деньгами дальше?
Источники в органах госуправления признают, что в сегодняшней ситуации 800 млн. долларов не позволят решить проблему дефицита валюты на внутреннем рынке.
«Учитывая огромный отложенный спрос на валюту, эта сумма быстро разойдется. В марте, вспомните, на наличном рынке чистый спрос населения на валюту превысил 700 млн. долларов. А ведь спрос населения — не самый главный фактор на рынке. Главный спрос на валюту формируют предприятия, огромные суммы уходят на оплату импорта», — подчеркнул источник в органах госуправления.
Таким образом, можно с высокой степени уверенности предположить, что 800 млн. долларов власти не станут направлять для удовлетворения спроса предприятий на валюту.
Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук полагает, что использовать 800 млн. долларов на валютные интервенции в сегодняшней ситуации бессмысленно.
«Эта сумма в данном случае мало что решит. Наиболее целесообразно направить ее на увеличение золотовалютных резервов, чтобы пополнить их наиболее ликвидную составляющую», — говорит Дмитрий Крук.
По данным Нацбанка, на 1 июня золотовалютные резервы составили 3,59 млрд. долларов, сократившись за май на 200,4 млн. долларов. В целом, за последние пять месяцев золотовалютные резервы Беларуси сократились на 28,8% (в начале года они превышали 5 млрд. долларов).
Если резервы в июне не будут сокращаться, можно предположить, что после поступления первого транша кредита ЕврАзЭС они подрастут до 4,4 млрд. долларов. Однако Беларуси в сегодняшней ситуации необходимо, чтобы золотовалютные резервы составляли около 10 млрд. долларов, считает Дмитрий Крук.
«4,3 млрд. долларов сегодня необходимы для того, чтобы Нацбанк мог рассчитаться по валютным обязательствам перед коммерческими банками. Кроме этого, на финансирование дефицита торговли в этом году потребуется также, по оптимистичным прогнозам, не менее 5 млрд. долларов», — говорит Дмитрий Крук.
С учетом значительных потребностей страны в валюте и небольшом размере золотовалютных резервов можно предположить, что нормализация ситуации на валютном рынке откладывается, как минимум, до осени.
Министр финансов Беларуси Андрей Харковец ранее заявил, что именно осенью правительство планирует подписать с МВФ новую программу о выделении кредита. Официальный Минск просит у фонда, как известно, от 3,5 млрд. до 8 млрд. долларов.
«В сегодняшней ситуации можно быть практически уверенным, что валютные интервенции Нацбанк сможет возобновить не ранее поступления ресурсов от МВФ», — говорит Дмитрий Крук.
С учетом отсутствия возможности Нацбанка возобновить валютные интервенции остается единственный вариант выхода на единый курс белорусского рубля — отпустить курс национальной валюты на всех сегментах валютного рынка.
«Возможностей проводить валютные интервенции нет. Поэтому, скорее всего, вначале произойдет скачок курса доллара, когда экономические власти снимут ограничения на всех сегментах валютного рынка. Вместе с тем, по мере снижения платежеспособного спроса на импортную продукцию курс доллара станет снижаться», — полагает Дмитрий Крук.
С другой стороны, сегодня очевидно, что экономические власти не торопятся отпускать курс. Более того, с 24 мая действует ограничение, согласно которому, курс продажи инвалюты на внебиржевом рынке не может превышать официальный более чем на 2%.
Почему власти придерживают обменный курс?
Ответ, по всей видимости, следует искать в желании властей не допустить резкого роста цен. Если отпустить всякие ограничения на валютном рынке, вслед за курсом доллара поползут и цены. Причем, скорее всего, поползут не в ту сторону, в которую хотелось бы президенту…