Обложив физлиц экспортными пошлинами, правительство ввергло в ступор и простых граждан, и бизнес, и таможенников. Никто до сих пор не понимает, как на практике должна работать новая система контроля над вывозом социально значимых товаров, прежде всего бензинов. Аналитики недоумевают: в чем смысл борьбы с якобы спекулятивным вывозом товаров, когда доступ к основному рынку сбыта — России — остался свободным?!
Прекратить спекулятивный вывоз социально значимых товаров еще на прошлой неделе потребовалАлександр Лукашенко.
«Создается не просто угроза, а мы наблюдаем неорганизованный, в ущерб нашим товаропроизводителям вывоз этой продукции», — пояснил он причину принятия срочных мер на совещании 10 июня.
Однако сырые идеи правительства по защите внутреннего рынка прогнозируемо не нашли поддержки у населения. В воскресенье, 12 июня, на погранпереходе «Брузги» даже произошла стычка между гражданами и сотрудниками ОМОНа.
Инцидент произошел из-за того, что сотрудники таможни не выпускали на территорию Польши водителей, которые выезжали туда второй день подряд. В соответствии с новыми правилами, автомобильное топливо, вывозимое физическим лицом более одного раза в течение пяти суток, облагается экспортной пошлиной. Не уплатил пошлину — никуда не выехал.
Но, борясь таким образом с профессиональными «бензовозами», действительно вывозящими топливо на продажу за границу, правительство необоснованно взяло в тиски и граждан, не имеющих никакого отношения к полулегальному приграничному бизнесу.
По словам очевидцев, прорваться сегодня, например, в Польшу довольно проблематично.
«Таможенники заворачивают назад автомобили, пытающиеся пересечь границу второй раз в течение пяти дней. Причем, никто не смотрит, сколько бензина в топливном баке — 10 литров или 40 литров. Как никого особо не волнуют и причины выезда», — сообщил Naviny.by один из водителей, знакомый с ситуацией на границе.
Чтобы пересечь границу, надо или ждать, когда пройдет пять дней с момента первого выезда, или уплатить пошлину, которая составляет примерно 30% от стоимости одного литра бензина. По словам таможенников, все просто. У граждан — вопросов выше крыши.
«В соответствии с постановлением правительства, водителям надо уплатить пошлину через отделение банка. Но какой объем топлива должен облагаться пошлиной? Я ведь могу уплатить пошлину, например, за 10 литров, а потом по пути к границе еще где-то заправиться, но предоставить подтверждения уплаты только за 10 литров. Или здесь за каждым водителем будет ехать соглядатай и все контролировать?»,— задается вопросом собеседник Naviny.by.
По его словам, стремясь поскорее ввести ограничительные меры, правительство как всегда не подумало над механизмом реализации своих идей и ничего не отработало. Поэтому пока многие автовладельцы взяли паузу, чтобы дождаться более внятных объяснений.
В ГТК пока разъяснили лишь несколько ключевых моментов. Во-первых, при вывозе физлицами топлива за пределы Таможенного союза чаще одного раза в течение 5 дней, пошлиной будет облагаться весь объем горючего в топливном баке. Во-вторых, сотрудники таможенных органов располагают специальной аппаратурой, которая позволяет измерять количество топлива в баке.
Некоторые автовладельцы, в свою очередь, скептически восприняли заявления о такой технической оснащенности таможенников и заявили, что работники таможни сами мало что знают о правоприменительной практике решений правительства.
«Я описал представителям одного из таможенных пунктов такую ситуацию. Я выехал в Польшу, там, в связи с необходимостью, заправился. Решив дела, приехал в Беларусь, а через день вновь направился в Польшу, при этом нигде больше не заправляясь. Вопрос: «Пропустят меня через границу без уплаты пошлины, если я предоставлю чек о покупке бензина не в Беларуси?» Таможенники почесали затылки и ответили: «Наверное, пропустят… Хотя, черт его знает», — поделился информацией один из автолюбителей.
С вывозом продуктов питания, также попавших под правительственную опеку, все гораздо проще.
Есть минимально допустимый объем беспошлинного вывоза товара. Одно физлицо без сборов может вывезти 2 кг свинины, мяса птицы, сахара, муки, сычужных сыров, 1 кг сливочного масла, 2 пачки сигарет белорусского производства, по 5 банок молочных и мясных консервов.
И есть сбор в размере двукратной средней цены за вывоз этих продуктов сверх нормы. Так, за свинину сбор составляет 30 836 рублей, за мясо птицы — 26 534 рубля, сахар — 10 тысяч, муку — 4 120 рублей, сыры сычужные — 44 364 рубля, масло животное — 45 736 рублей.
Сбор будет взиматься при вывозе продукции в Украину, Польшу, Литву и Латвию. Только был ли смысл вводить такие ограничения?
«Ввоз в ЕС нашей молочной и мясной продукции запрещен. Контроль на границах в Польше и Прибалтике достаточно жесткий, поэтому о каких существенных объемах вывоза этой продукции (и, соответственно, пагубного влияния на внутренний рынок) можно говорить? Введение таких ограничений — это нелепость», — полагает финансовый аналитик Андрей Карпунин.
С Украиной, по его словам, схожая ситуация, как и с ЕС. «На некоторые продукты установлен лимит ввоза, на некоторые установлен прямой запрет. Украина также заинтересована в защите своего внутреннего рынка и производителей».
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов убежден, что эти ограничения ничего не дадут. Основное направление вывоза продуктов питания — Россия, свободно. Причем масштабы активности белорусов по вывозу продукции значительно ниже активности самих россиян.
«На данный момент масштабы вывоза в Россию продуктов питания самими россиянами только возрастают. Приграничные города многократно взяты штурмом с полной капитуляцией магазинов. К примеру, в Мстиславле фактически все улицы запружены автомобилями с российскими номерами и другим транспортом. Россияне активно скупают молочные и колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, кондитерские изделия, сахар. Несмотря на повышение цен на сахар, в приграничных районах его почти нет».
По словам Виктора Маргелова, возможности россиян скупать по дешевке белорусскую продукцию расширяются в том числе из-за невнятной валютной политики белорусского правительства и Нацбанка.
«Целые группы наших граждан ездят в Смоленск, чтобы там обменять наши белорусские рубли по курсу 300 рублей за 1 российский рубль. И россияне охотно скупают нашу национальную валюту, потом садятся на автобусы, едут в Беларусь и за белорусские рубли сметают все с прилавков. Товары им достаются почти бесплатно», — отметил эксперт.
Он убежден, что массовый вывоз продукции из Беларуси будет только нарастать, несмотря на ограничения. Помогут этому и белорусские предприятия, для которых из-за девальвации и административного регулирования цен на социально значимые товары намного выгоднее отгружать продукцию на экспорт.
«Начинается активный саботаж молочных заводов, не желающих отгружать в больших объемах на внутренний рынок ряд молочных продуктов. Под любыми предлогами срываются заявки, уменьшаются поставки. И это в период большого молока. Кроме того, прошла информация о приостановке некоторыми предприятиями производства товаров молочной группы социального назначения. Из-за административного регулирования цен такое производство становится убыточным», — констатирует Виктор Маргелов.
Однако столь активный экспорт может вылезти боком субъектам хозяйствования, полагает Андрей Карпунин.
«Если мы будем продолжать массовые поставки наших товаров по низким ценам в ту же Россию, то можем напороться на антидемпинговые расследования, и штрафные санкции могут превысить весь экономический эффект от желания быстрее заработать валюту в связи с девальвацией».