Ситуация на валютном рынке заморожена уже ровно как два месяца. По мнению властей, стране сегодня не следует выходить на свободное курсообразование, так как это приведет к ряду социальных и экономических издержек. Вместе с тем, очевидно, что затягивая валютно-финансовый кризис, государство и общество уже столкнулось с этими издержками.
Покупательная способность снижается
Самым явным проявлением социальных издержек затягивания валютно-финансового кризиса является то, что покупательная способность населения стремительно падает. Если в декабре 2010 года на среднемесячную зарплату можно было купить более тонны картофеля, то в июне — только 766 кг. Картина по другим продовольственным товарам выглядит не лучше.
Источник: данные Белстата
В общем, как видим, падение покупательной способности налицо. К тому же, на фоне непрекращающегося роста цен покупательная способность продолжает снижаться.
Проблема скрытой безработицы нарастает
В условиях дефицита валюты многие компании вынуждены были существенно уменьшить свой штат либо путем сокращения, либо отправив людей в вынужденные отпуска. Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец считает, что проблема, связанная со скрытой безработицей, в Беларуси нарастает.
«Ситуация на рынке труда к осени начнет кристаллизоваться, но не думаю, что в лучшую сторону. Безработица в летнее время не так страшна — многие на это время планировали свой отдых. А вот осенью мы можем увидеть серьезные проблемы. Люди станут искать работу, чтобы прокормить свои семьи, а работы может не оказаться», — подчеркнул Александр Швец в интервью Naviny.by.
Рекрутинговые агентства, проводившие в последние месяцы анализ рынка труда, пришли к выводу, что руководители многих компаний отложили принятие судьбоносных для предприятия решений до осени. Если макроэкономическая ситуация не улучшится, рекрутинговые агентства ожидают, что осенью может начаться новая волна сокращений.
При сохранении нынешнего положения дел на валютном рынке макроэкономическая ситуации будет ухудшаться, полагает Александр Швец.
«Без выхода на единый курс, без грамотного регулирования в валютной сфере стабилизация не наступит. Следовательно, экономический кризис будет только нарастать», — убежден Александр Швец.
Доступ к валюте ухудшается
По данным опроса, проведенного недавно Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, после майской девальвации доступ многих предприятий к приобретению инвалюты на внутреннем рынке резко ухудшился. При этом более 83% опрошенных отметили, что наибольшую опасность для них представляет ситуация, когда валюту нельзя будет купить вообще.
Такая угроза вполне реальна с учетом того, что основная часть валюты, как отмечают бизнес-ассоциации, сегодня административно распределяется.
«Сегодня существует административное распределение валютной выручки, которую имеют на своих счетах предприятия. Занимаются этим министерства и концерны, которые и регулируют процесс перераспределения валюты. Частный бизнес к этим валютным потокам отношения не имеет, ему приходится самому где-то искать валюту», — говорит руководитель БНПА Александр Швец.
Валютные вклады уменьшаются
Затягивание валютно-финансового кризиса негативно влияет на состояние банковских депозитов населения.
Последние три месяца валютные вклады физлиц существенно уменьшались. В апреле — на 459 млн. долларов, в мае — на 469 млн. долларов, в июне — на 240 млн. долларов. Снижение депозитов объяснимо. По мнению рейтингового агентства Moody’s, беспокойство населения за будущее своих вкладов привело к тому, что инвалютные депозиты покидают белорусские банки.
Есть и другие причины, по которым инвалютные вклады не растут. С одной стороны, легальные возможности купить инвалюту отсутствуют — в обменниках ее нет. Соответственно, конвертировать рублевые доходы в валютные достаточно сложно. С другой стороны, доходы белорусов в долларовым выражении по сравнению с началом года существенно снизились — средств на валютный вклад у многих семей просто не осталось.
Инфляция растет непредсказуемо
Под влиянием продолжающегося валютно-финансового кризиса инфляционные процессы в Беларуси приобрели непредсказуемый характер. В конце мая на высоком уровне хоть и была дана команда «жесточайшим образом» пресекать «всякий рост цен», но инфляцию это так и не остановило — за июнь она выросла на 8,6% (с начала года — на 36,2%).
Аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.byАлександр Муха отмечает, что в стране сформировались факторы, которые делают рост цен непредсказуемым.
«В Беларуси сохраняется ситуация макроэкономической неопределенности. Хоть обменный курс на теневых сегментах рынка стабилизировался и пока не растет, никто не знает, какой курс будет в течение ближайших месяцев. Поэтому сегодня наблюдается иррациональный рост цен, когда субъекты закладывают в стоимость товара возможные курсовые риски», — говорит Александр Муха.
Белорусские бумаги дешевеют
Иностранные инвесторы обеспокоены макроэкономической ситуацией в Беларуси. Об этом говорят котировки белорусских еврооблигаций, которые продолжают падать.
Если в 2010-м и в начале 2011-го инвесторы готовы были покупать белорусские евробонды по цене выше номинала, то на прошлой неделе наши облигации подешевели в глазах инвесторов до рекордно низкой отметки. Инвесторы предлагали за белорусские долговые бумаги меньше 87% от номинала. Так дешево наши облигации, срок погашения которых приходится на 2015 год, инвесторы ранее еще не оценивали.
В банковских кругах Беларуси объясняют низкие котировки белорусских бумаг негативным экономическим фоном, который сложился у нас в стране.
«Сейчас остается ждать сигналов о приватизации в Беларуси. Для инвесторов это будет самый главный сигнал. Если такие сигналы поступят, котировки белорусских еврооблигаций подрастут», — выразил уверенность в беседе с корреспондентом Naviny.by представитель одного из ведущих коммерческих банков.
Кредитные рейтинги падают
В условиях валютно-финансового кризиса Беларусь оказалась под пристальным вниманием международных рейтинговых агентств, которые постоянно следят за состоянием нашей экономики.
На прошлой неделе рейтинговое агентство Moody’s во второй раз за этот год снизило суверенный кредитный рейтинг Беларуси. Основной причиной снижения рейтинга стало то, что Беларусь пока так и не смогла привлечь ресурсы, необходимые стране для финансирования дефицита текущего счета платежного баланса.
Следует отметить, что Беларусь может дождаться снижения суверенного кредитного рейтинга и от другого известного международного рейтингового агентства — Standard&Poor’s. В мае этого года эксперты S&P отправили на пересмотр суверенный кредитный рейтинг Беларуси и до конца августа планируют принять по нему решение.
По мнению экспертов, которых опросили Naviny.by, вероятность, что Standard&Poor’s пересмотрит в лучшую сторону суверенный рейтинг Беларуси — почти нулевая. Эксперты склоняются к тому, что S&P либо оставит рейтинг на существующем уровне с негативным прогнозом, либо вслед за Moody’s понизит его.
Снижение суверенных кредитных рейтингов Беларуси, разумеется, отрицательно влияет на возможности белорусской экономики привлекать финансовые ресурсы из-за рубежа. Дело в том, что понижение такого рейтинга свидетельствует о снижении способности правительства обслуживать долговые обязательства.
Стоимость белорусских компаний снижается
Валютно-финансовый кризис породил и еще одну проблему, которая имеет значение в случаях, когда речь идет о продаже белорусских активов. В связи с девальвацией белорусского рубля стоимость отечественных компаний в долларовом выражении снижается. А с учетом того, что вероятность новой девальвации рубля высока, существует опасность продолжения негативного тренда.
Инвестиционная компания «Ренессанс Капитал» провела на днях расчеты, касающиеся стоимости белорусского оператора мобильной связи МТС. Как известно, государство просит за свою долю в МТС миллиард долларов. В свою очередь, как пояснили Naviny.by аналитики «Ренессанс Капитала», предложение белорусской стороны нельзя считать адекватным, так как оно изначально было завышенным, а после девальвации белорусского рубля стало совсем некорректным.
Как отмечает аналитик «Ренессанс Капитала» Иван Ким, оценка официального Минска изначально превышала показатель EBIDTA белорусской дочки МТС в 8,7 раза. После майской девальвации рубля, отмечает аналитик, эта разница (за счет уменьшения EBIDTA в долларовом выражении) достигла вообще 13 раз. Таким образом, делает вывод Иван Ким, правительственная оценка белорусской дочки МТС является «чрезмерно завышенной».
Повышаются риски новой девальвации
Премьер-министр Михаил Мясникович на прошлой неделе заявил, что стране необходимо нарастить золотовалютные резервы. Об этом говорят сегодня и в Минэкономики, и в Нацбанке. Однако существенно пополнить резервы пока никак не удается — во многом из-за того, что власти медлят с продажей госпредприятий.
Наблюдатели отмечают, что в сложившейся ситуации повышаются риски новой девальвации рубля, основанием для которой может стать предстоящая уборочная кампания.
«Уборочную кампанию нужно проводить, достаточных средств, как я понимаю, на нее нет. В том или ином объеме, судя по всему, эмиссию для проведения уборочной кампании запустят. Соответственно, будут основания и для роста инфляции, и для снижения обменного курса рубля», — отмечает Александр Швец.
Западные инвесторы выжидают
Одним из инструментов, который позволяет Беларуси привлекать валюту, являются иностранные инвестиции. Однако, как показывают данные Нацбанка, их приток в январе-мае был незначительным.
Инвестиционный банкир Даниэль Крутцинна говорит, что ситуация макроэкономической неопределенности, существующая сегодня в Беларуси, отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность нашей страны.
«Западные инвесторы занимают сегодня выжидательную позицию. Они ждут, как будет развиваться макроэкономическая ситуация в Беларуси во второй половине этого года. Им важно также понять, чем завершатся переговоры Беларуси с Россией в энергетическом секторе. Ведь исход этих переговоров будет влиять на экономическую ситуацию в Беларуси», — отмечает Даниэль Крутцинна.
По мнению ряда экспертов, реальное улучшение макроэкономической ситуации во втором полугодии возможно только в случае начала приватизационных процессов. Продажа 50% акций «Белтрансгаза», к примеру, позволила бы снять напряженность на валютном рынке. При этом эксперты указывают, что для улучшения ситуации в среднесрочной перспективе необходимо, чтобы приватизационные процессы приобрели системный характер.
«Приватизация нужна далеко не только для того, чтобы закрыть потребность государства в валюте, — подчеркивает Александр Швец. — Она нужна для планомерной, осмысленной передачи предприятий из государственной формы собственности в частную. Сегодня нужно передавать в частные руки предприятия, где государство малоэффективно, и формировать таким образом новые пласты частного бизнеса».