Несмотря на многочисленные заявления официальных лиц, ожидать реальных шагов со стороны государства по выходу на единый рыночный курс в ближайшее время не стоит. Аналитики не видят причин, по которым …надцатое обещание правительства и Нацбанка по стабилизации ситуации на валютном рынке будет выполнено. Более того, эксперты опасаются, что подушка безопасности, которую власти считают чуть ли не панацеей, будет в итоге проедена для поддержания нынешнего курса.
Обещания властей утрясти все проблемы на валютном рынке — основной претендент на главный приз в номинации «Обман года». Оракулы различного чиновничьего калибра с завидной периодичностью предсказывают окончание валютного хаоса, который почему-то не прекращается. Но правительство это нисколько не смущает. Это песня хороша, начинай сначала.
«На равновесный курс белорусского рубля мы выйдем в ближайшие месяц-два. Это неизбежная необходимость. По данному вопросу не может быть иных мнений, — задал новый-старый ориентир на прошлой неделе глава правительства Михаил Мясникович. — Но выйдем на равновесный курс, только когда для этого будут созданы необходимые условия».
Для этого правительство и Нацбанк собираются ввести полный контроль над валютными потоками.
«Валюта — это дорогой ресурс, и распоряжаться ей так, как это было ранее — недопустимо. Сейчас правительство и Нацбанк прорабатывают меры, которые будут введены на розничном и биржевом рынках с целью полного контроля над валютными потоками», — сказал Мясникович.
Еще одна мера — это создание необходимой подушки безопасности для золотовалютных резервов, «которая будет сформирована уже в ближайшее время».
Необходимый размер подушки безопасности Нацбанк уже рассчитал — 2,5-3 млрд. долларов. Именно в таком размере необходимо нарастить золотовалютные резервы за счет средств, не обремененных обязательствами. Как утверждают в Нацбанке, данная сумма соответствует минимальной оценке отложенного спроса на валюту. В противном случае отмена ограничений по курсообразованию приведет к повторной девальвации.
Однако, убеждены аналитики, Нацбанк намеренно прикрывается «отложенным спросом», чтобы не выходить на рыночное курсообразование.
«Непонятно, откуда взялась сумма отложенного спроса в 2,5-3 млрд. долларов. Кроме того, говоря о спросе и называя конкретную сумму, надо озвучивать и цену, по которой указанная сумма валюты будет приобретена. Другими словами, заявления Нацбанка не означают, что если завтра появится свободный рынок, то на эту сумму все будут готовы купить валюту по любой цене. Это не так. Сумма без указания курса продажи не имеет под собой большого экономического смысла. И эти заявления больше похожи на страшилку или красивую причину, на красивое оправдание, почему власти не хотят вводить свободный рынок»,— отмечает финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в МинскеВадим Иосуб.
По словам эксперта, вся валюта в случае появления в свободной продаже будет сметена лишь при административном регулировании курса. При свободном наличном рынке такая ситуация фактически исключена.
«Интерес коммерческих банков в том, что на валютно-обменных операциях они зарабатывают маржу. Поэтому банки будут заинтересованы в максимальном объеме таких операций, и не в их интересах, чтобы всю валюту вымели в кратчайшие сроки, и рынок опять стал. Они будут подбирать курсы и выходить на равновесный рыночный курс», — отмечает аналитик.
При свободном рынке, полагает Вадим Иосуб, возникнет период повышенной волатильности.
«Возможно, курс будет какое-то время — день, два, неделю — активно прыгать, но потом сбалансируется, и не исключено, на уровне 6000-6200 рублей за доллар. Самое главное, что на это не надо тратить ЗВР, и не надо ничего накапливать. Поэтому я не вижу экономических причин, которые могут помешать в кратчайшие сроки сделать рынок свободным», — отмечает аналитик.
Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич также соглашается, что для установления сбалансированного курса никакой подушки безопасности не потребуется.
«Подушка нужна для недопущения каких-то спекуляций, не более того. Можно и без больших резервов наладить функционирование цивилизованного рынка, если кто-то субъективно не вмешивается в этот рынок — госчиновники или олигархи».
Поэтому заявления властей о необходимости создания подушки безопасности и опасениях по поводу ажиотажа на валюту говорят лишь о том, что правительство и Нацбанк, по всей видимости, просто не собираются выходить на рыночный курс, полагает Вадим Иосуб.
«Подушка безопасности нужна при административно заниженном курсе. Из этого можно сделать вывод, что власти опасаются ажиотажного спроса именно при курсе 5 тысяч рублей за доллар. А заявления по поводу подушки безопасности можно интерпретировать следующим образом. Сейчас нет денег, мы накопим и продолжим тратить на поддержание заниженного курса. То есть продолжим наступать на одни и те же грабли», — констатирует аналитик.
Таким образом, правительство и Нацбанк, как показывает развитие событий, намерены до конца биться за равновесный рыночный курс в 5 тысяч рублей, озвученный главой государства 8 июня на совещании по актуальным вопросам экономики. Тогда Александр Лукашенко заявил, что не видит оснований для ослабления курса белорусского рубля выше 5 тысяч за доллар.
Премьер-министр Михаил Мясникович, в свою очередь, подчеркнул на прошлой неделе, что правительство не пойдет на поводу у бизнеса, который нагнетает обстановку вокруг проблемы равновесного курса рубля. И не важно, что по результатам экспресс-опроса, проведенного Белорусским союзом предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, 83,6% руководителей предприятий большую опасность видят именно в отсутствии в свободной продаже валюты.
Таким образом, делает вывод Вадим Иосуб, с учетом озвученных планов по установлению полного контроля над валютными потоками на розничном и биржевом рынках ситуация на валютном рынке в ближайшие несколько месяцев не изменится.
«Нельзя исключать, что в таком состоянии рынок доживет и до конца года», — считает эксперт.