Александр Лукашенко раскритиковал темпы реализации инвестпроекта по строительству Осиповичского вагоностроительного завода. Об этом он сегодня заявил, посещая данное предприятие, где состоялось совещание по вопросу создания с участием ЗАО «Грандэкспресс» современного вагоностроительного производства в Осиповичах, сообщает БЕЛТА.
Как отметил глава государства, развитие вагоностроения в Беларуси является крайне важным направлением для экономики страны в целом. Он напомнил, что ранее им было принято решение о создании в стране современных мощных предприятий по производству грузовых и специальных вагонов.
«Этим снимались не только острые транспортные проблемы, но и открывалось перспективное направление развития промышленности, наращивание экспортного потенциала за счет как продажи выпускаемых вагонов, так и расширения услуг по перевозке грузов», — сказал Лукашенко.
По его словам, первый этап уже пройден: создан и набирает размах современный завод по производству вагонов в Могилеве. «В течение 1,5-2 лет этот завод должен производить весь спектр комплектующих для производства того класса вагонов, которые мы будем производить в Могилеве. В ближайшее время мы посмотрим и это предприятие», — отметил глава государства.
Вторая точка роста, продолжил Александр Лукашенко, — предприятие в Осиповичах. В свое время было принято решение создать здесь на базе ремонтного депо еще один мощный центр отечественного вагоностроения. Были определены условия реализации этого инвестиционного проекта, источники финансирования, оговорены сроки ввода в строй мощностей, намечены меры по развитию социальной сферы для привлечения и закрепления квалифицированных рабочих и специалистов.
«На самом деле — долгострой. И что поражает, авторы этого долгостроя — родное государство в лице правительства, родной монополист в лице Белорусской железной дороги и частное предприятие (российское ЗАО «Гранд экспресс». — прим. БЕЛТА), которое так пылко хотело здесь развернуть производство, просило время, льготы, гарантии и т.д. Все получили. В итоге — долгострой, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Темпы работ — никудышные. Постоянно возникают проблемы, нестыковки, взаимные претензии акционеров. Сроки завершения строительства неоднократно переносились, притом в основном из-за недостаточного финансирования. Я бы добавил — из-за нерасторопности, разгильдяйства».
Как отметил Лукашенко, правительство в этом вопросе вместо принятия энергичных мер заняло стороннюю позицию, пустив все на самотек. В итоге под угрозой срыва оказался ввод в эксплуатацию завода, что совершенно недопустимо.
«В чем дело? Почему не строим? Почему срываем важный инвестиционный проект?», — такие вопросы поставил перед участниками совещания глава государства. При этом он предупредил: «Никаких переносов сроков больше не будет. Договорились — надо выполнять взятые на себя обязательства».
Александр Лукашенко в связи с этим также отметил некоторую абсурдность в сложившейся ситуации, так как главе государства приходится подталкивать фактически частное предприятие к тому, чтобы они больше и быстрее зарабатывали деньги.
«Не будете делать вы, не сделаете к концу года, мы от ваших услуг откажемся и будем заниматься этим сами. Вагоностроительное производство в стране будет. Вопрос в том, с вами или с кем-то другим», — подчеркнул Александр Лукашенко, потребовав доложить ему, почему не выполняются поручения по строительству завода, а также что необходимо предпринять для безусловного ввода в строй в установленные сроки возводимых объектов.
Совместное закрытое акционерное общество «Осиповичский вагоностроительный завод» создано на базе Осиповичского вагонного депо в 2008 году в соответствии с поручением Президента. Его учредителями являются российское ЗАО «Гранд экспресс», доля которого в уставном фонде составляет 74%, и Белорусская железная дорога, которой принадлежит 26% акций.