Белорусскому правительству стоит присмотреться к идее приватизации компании «Белтрансгаз» при участии немецкого капитала. Такое мнение в интервью БелаПАН высказал эксперт Германского Совета по внешней политике Александр Рар.
В качестве примера политолог привел Украину, где «газотранспортные системы все время предлагается приватизировать» таким образом, чтобы ими владели украинское правительство или госкомпания, российский «Газпром» и западные фирмы. Подобным образом можно приватизировать и «Белтрансгаз» — в модернизации сетей, по мнению эксперта, могли бы принять участие белорусские полугосударственные или государственные компании, «Газпром» и немцы, которые «сорок лет тому назад эти трассы и строили».
«Мне кажется, что как раз немецкий капитал, немецкие ноу-хау и немецкие фирмы, участвовавшие в советское время в построении этого газопровода, могли бы стать очень надежными и хорошими партнерами, которые могли бы вложить деньги в Беларусь», — сказал Рар. И высказал удивление, что такие переговоры до сих пор не ведутся.
«Россия этот вопрос поднимать не будет, потому что она хочет сама владеть транзитными путями через Беларусь, — отметил эксперт. — Германия же была бы заинтересована, если бы получила гарантию, что будет иметь долю в этом общем бизнесе. Сейчас мяч находится на белорусском поле, и правительство Беларуси, или ответственные за это люди, должны бы присмотреться к этой идее — хотя бы теоретически».
В целом, по мнению политолога, Германия проявляет большое внимание к приватизации в Беларуси: возможно, из всех стран Запада именно она наиболее заинтересована в экспансии на белорусский рынок. Свидетельством этому являются экономические форумы и конференции на высоком уровне — такие, как прошедший в 2010 году во Франкфурте-на-Майне Белорусский инвестиционный форум.
«Все, кто был на этом форуме, принимал участие в его организации и видел масштаб участников с двух сторон, могли сделать из этого точный вывод: германский бизнес просто ждет, пока правовые возможности и политическая воля белорусского руководства разрешит ему двинуться в Беларусь», — отметил Александр Рар.
Как известно, серьезный интерес к приватизации белорусских предприятий проявляет и Россия. Но политолог не видит тут конфликта интересов. Он считает ошибочным существующий ныне в Беларуси взгляд на приватизацию: мол, «или нас скупят русские, или нас скупят западники, поэтому мы должны осуществлять всё достаточно медленно, чтобы не продаться задешево».
«В нынешнем мире есть и другие законы, и капитал идет туда, куда ему выгодно, — подчеркивает Александр Рар. — Если в Беларуси будут созданы условия для нормального действия рыночной экономики, инвесторские права будут гарантированы и защищены, то будет хорошо, если в страну придет и российский, и немецкий капитал».
О том, что Россия не станет возражать против приватизации Германией белорусских предприятий, писал в августе аналитический сайт Stratfor.
«Германия на данный момент является одним из крупнейших участников приватизации в России; страна также наладила тесные контакты с российской политической элитой. Поэтому Россия не будет возражать против участия Германии в приватизации предприятий в Беларуси, так как Германия не собирается выдвигать множество политических требований, в отличие от других европейских стран, опасающихся усиления влияния России на Беларусь», — полагают аналитики сайта (перевод Smio.by).
О некой согласованности позиций Германии и России по поводу приватизации в Беларуси может свидетельствовать ситуация вокруг предлагаемого «Беларуськалию» кредита в размере 2 миллиардов долларов США. «Сбербанк России» и «Дойче банк» заявили о готовности предоставить этой компании заем под обеспечение в виде экспортных контрактов и залог 35% акций белорусского предприятия.
«Все это делается по всем международным стандартам вместе с нашими западными партнерами», — утверждал глава «Сбербанка» Герман Греф.
Многие аналитики уже считали выделение этого кредита делом решенным. Однако 18 августа генеральный директор «Беларуськалия» Валерий Кириенкозаявил, что белорусские власти откажутся от кредита на предложенных условиях, имея в виду залог акций.
Нет сомнений, что вероятная приватизация крупных белорусских промышленных активов будет сопровождаться неожиданными решениями и переменами настроения белорусских должностных лиц. Такие неожиданности придется учитывать всем инвесторам, в том числе и немецким, которые, как видим, уже на «низком старте» и ждут лишь нормализации отношений Беларуси с Евросоюзом.