По неофициальной информации, в двадцатых числах сентября в Совмине планируется расширенное заседание, в котором примут участие правительственные чиновники и представители бизнес-кругов. Предполагается, что на заседании стороны проанализируют план выполнения директивы № 4, а также изучат предложения делового сообщества по выходу из кризиса. Но станет ли от этого бизнесу легче жить, а экономике — развиваться? Ведь власти так и не показали, что они готовы к реальным и кардинальным реформам. Еще в феврале на Ассамблее деловых кругов представители бизнеса предупреждали власти о надвигающихся проблемах на валютном и товарном рынках. "И если бы власти прислушались к тому, что говорили предприниматели, ситуация в стране была бы другой", — заявляют эксперты.
В июне аналитики от бизнес-сообщества разработали и направили в Администрацию президента программу первоочередных шагов уже по выходу из кризиса.
Предложения, в частности, касались отмены льгот по обязательной продаже валютной выручки и возобновления полноценной работы наличного валютного рынка за счет обменных операций по паспорту. И вновь власти до последнего тянули с принятием решений.
Теперь эксперты прогнозируют падение курса рубля до 8-10 тысяч за доллар, инфляцию по году не менее 70% (по пессимистичным оценкам — 100%) и близкое к массовому банкротство частного бизнеса. Его оборотный капитал, в том числе и по причине девальвации, уже упал в 4 раза. Кроме того, наметилась тенденция сокращения даже рублевой выручки. В июне-августе она упала на 15-17%.
Прислушаются ли на этот раз власти к предложениям бизнеса, чтобы побыстрее выйти из кризиса и по возможности сгладить его последствия? В бизнес-кругах на этот счет нет однозначного мнения.
"У меня складывается впечатление, что Совмину по барабану и деловые круги, и их предложения. В настоящее время правительство просто вынуждено организовать какую-то встречу, показать, что оно готово к конструктивному диалогу, чтобы эти круги меньше возмущались", — заявил Naviny.by представитель одной из бизнес-ассоциаций.
У власти уже вошло в привычку игнорировать многие предложения представителей делового сообщества. Один из показательных примеров — предложение о создании национального совета по конкуренции.
"Конкуренция как внутри страны, так и в рамках ЕЭП — один из самых больных вопросов. Бизнес предложил создать площадку, на которой бы встречались эксперты от бизнеса, науки, госуправления и обсуждались наиболее важные вопросы. Министр экономики Николай Снопков в целом поддержал эту идею, но она в итоге умерла в Совмине", — подчеркнул наш собеседник.
Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец считает, что "на какие-то шаги по предложениям бизнеса власть может подвигнуть, например, перенос субъектами хозяйствования своих производств в Россию. Но даже эти потуги на первом этапе будут проходить по сценарию "посидели, посоветовались и оставили все, как есть".
Более оптимистично на эффективность диалога бизнеса и правительства смотрит председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин.
"Думаю, если встреча состоится, то это будет реальный диалог. Власти поняли, что исключительно на госсекторе экономику не построить и не обеспечить необходимую занятость. И я полагаю, что власти в условиях кризиса реально прислушаются к бизнесу и попытаются предпринять реальные шаги", — считает эксперт.
Однако Андрей Карпунин не исключает, что, прислушавшись к предложениям бизнеса, власти в тоже время могут пойти на ряд шагов, которые могут нивелировать весь либерализационный эффект.
"Положение у властей аховое. Я, например, не прогнозирую хорошее наполнение бюджета в оставшиеся месяцы. И если власти не будут сокращать свои расходы, а они пока настроены их увеличивать, то им надо будет искать новые источники поступления. Ими могут стать бизнесмены. Субъекты хозяйствования могут попросить, например, авансом уплатить налог на землю, налог на недвижимость", — не исключает Андрей Карпунин.
Ненасильственный метод пополнения бюджета белорусский бизнес, кстати, готов предложить сам. Так, по расчетам Минского столичного союза предпринимателей, не менее 1 млрд долларов в бюджет страны в течение полугода принесет продажа бизнесу по рыночной стоимости площадей, которые арендуются предпринимателями не менее трех лет. Но чиновникам это не интересно. В текущем году, по словам экспертов, в Минске лишь пяти предпринимателям-производственникам планируется продать арендуемые ими помещения, находящиеся в коммунальной собственности.
Вероятно, все усилия власти сконцентрируют на более привычном способе наполнения бюджета — контрольных проверках. Не зря же Александр Лукашенко отменил до конца года мораторий на проверки.
Однако, считают эксперты, властям, если они смотрят хотя бы чуть дальше завтрашнего дня, придется наступить на горло собственной песне и дать отечественному бизнесу больше свободы. Ведь до 1 января 2012 года, когда начнет функционировать Единое экономическое пространство, осталось не так много времени.
"А насколько мы готовы к конкуренции с бизнесом России и Казахстана в рамках ЕЭП, от этого зависит наше экономическое здоровье в следующем году, — отмечает Александр Швец. — Времени, чтобы подготовиться к обострению конкуренции, еще достаточно. И надо работать с такими вопросами, как налоговая система, инвестиционная привлекательность, промышленная политика и антимонопольное регулирование".
Многие вопросы в части создания необходимых условий конкуренции и укреплении позиций белорусского бизнеса могла бы снять реализация положений директивы № 4. Но валютный кризис сильно смазал ее плюсы, к тому же, правительственные чиновники не сильно торопятся давать ход пунктам директивы.
Пожалуй, главным достижением властей по реализации директивы № 4 можно назвать введение свободного ценообразования. Причем, как отмечает Александр Швец, властям повезло, что они сделали этот шаг до того момента, как разгорелся кризис.
"Бизнес получил возможность менять цены при падающем курсе, компенсируя свои потери. Ведь если бы такой возможности не было, единственным способом, позволявшим бизнесу спасти деньги, вложенные в товар, было бы изъятие товара из торговой сети. Поэтому властям не надо говорить, что они помогли предпринимателям. Власть помогла сама себе. Если бы ценовой вопрос не решился, вы представляете, какой объем товара бизнес мог изъять? Это бы привело к серьезным социальным последствиям. А так последствия были несколько нивелированы", — подчеркивает Александр Швец.