Бизнес со своими проблемами на этой неделе добрался почти до самого верха белорусской вертикали — вопросы и предложения предпринимателей рассматривались на заседании президиума правительства. Обсуждению перспектив частного бизнеса правительство уделило вдвое больше отведенного времени. Что и не удивительно — проблемы, которыми сегодня живет белорусский бизнес, перечислять можно долго.
Интернет-газета Naviny.by собрала данные госорганов, предпринимательских союзов и приводит сегодня 10 факторов, которые отрицательно влияют на работу бизнеса в Беларуси.
Большая нагрузка привлекает мало денег
Единое экономическое пространство Беларуси, России и Казахстана, которое начнет функционировать с 1 января 2012 года, настораживает белорусские бизнес-ассоциации. В первую очередь из-за того, что размеры налогов, существующие в Беларуси, серьезно отличаются от той фискальной нагрузки, которая установлена в России и Казахстане.
Взять, к примеру, так называемый социальный налог — платежи предприятий в белорусский Фонд социальной защиты населения. Как уже сообщалиNaviny.by, на платежи в ФСЗН приходится в ряде случаев более половины налоговой нагрузки, которую несут белорусские предприятий.
В других же странах ЕЭП социальный налог существенно ниже, чем в Беларуси.
«У нас платежи в ФСЗН составляют 34% от фонда заработной платы предприятий. В России, если брать в среднем, социальный налог составляет порядка 26%, а в Казахстане — 11%», — констатировал председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, комментируя ситуации по просьбе Naviny.by.
Ниже в других странах ЕЭП и налог на добавленную стоимость, и налог на прибыль, и налог для предприятий, которые пользуются упрощенной системой налогообложения. Белорусские предпринимательские союзы считают, что в условиях более низкой налоговой нагрузки бизнесмены предпочтут делать деньги где-нибудь в России или в Казахстане, а не в Беларуси.
Вывод очевиден: чтобы бизнес хотел открывать и развивать предприятия на территории нашей страны, фискальная нагрузка здесь должна быть не выше, чем в других странах ЕЭП.
«Нам однозначно нужно уравнять налоговую нагрузку с другими странами ЕЭП, а лучше — сделать ее ниже, чтобы именно в Беларуси стремились развивать бизнес», — убежден Александр Калинин.
На президиуме Совмина, который проходил 4 октября, вопрос налоговой нагрузки на бизнес поднимался. Однако конкретных решений о ее снижении пока не принято.
Родственники в подчинении
Еще одна отличительная особенность условий ведения бизнеса в Беларуси состоит в том, что индивидуальные предприниматели могут нанимать только членов своих семей. В других странах ЕЭП таких ограничений для индивидуальных предпринимателей нет — можешь брать на работу кого хочешь.
«И в России этого нет, и в Казахстане этого нет. Данное ограничение — исключительно белорусская особенность», — подчеркнул в беседе с корреспондентом Naviny.by сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
Бизнес-союзы выступают за то, чтобы и в Беларуси индивидуальные предприниматели могли нанимать всех, кого захотят, а не только родственников. Соответствующую позицию делового сообщества озвучил во время президиума Совмина председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.
Плечо государства предприниматели не чувствуют
Если продолжать сравнивать условия ведения бизнеса с другими странами ЕЭП, то стоит обратить внимание на господдержку, которая выделяется малому и среднему бизнесу. В России такая поддержка работает, и государство направляет существенные бюджетные средства на развитие малого и среднего бизнеса.
Так, федеральный бюджет России предусматривает выделение 2 млрд. российских рублей для поддержки малых и средних предприятий, которые занимаются экспортом. Кроме этого, еще 2 млрд. бюджетных рублей идут на субсидии местным бюджетам для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
В Беларуси до последнего времени целевые средства в республиканском и местных бюджетах на развитие малого и среднего бизнеса предусмотрены не были. Соответственно, и условия для развития малого и среднего бизнеса в Беларуси были хуже, чем в России.
На этом фоне хорошую новость для белорусского бизнеса принес 4 октября премьер-министр Михаил Мясникович, который сообщил, что государство отныне намерено оказывать поддержку предприятиям всех форм собственности. По словам премьера, к той системе мер господдержки, которую предлагает правительство, «будут иметь равный доступ субъекты хозяйствования всех форм собственности, победившие в результате конкурсного отбора». Кроме этого, добавил премьер, созданный Банк развития будет финансировать не только госпрограммы, но и весь отечественный бизнес.
В общем, если все, о чем сказал премьер, будет реализовано, белорусские предприятия вслед за российскими также смогут почувствовать заботу государства.
«Мясо ЧУПам не давать»
Еще одна проблема, которая мешает работать бизнесу, — отсутствие равных условий хозяйствования. Равенство прав собственности, говорит Владимир Карягин, гарантирует Конституция, однако на самом деле это положение Основного закона не соблюдается.
«В стране до сих пор не созданы равные условия хозяйствования, хотя именно они составляют основу развития открытого конкурентного рынка», — констатирует Владимир Карягин. По словам Александра Калинина, частные предприятия ощущают, что им ограничивают доступ к ресурсам.
Свидетельство того, что к частным предприятиям относятся сегодня иначе, чем к государственным, хорошо видно по ситуации на потребительском рынке, говорит Виктор Маргелов.
«Ряд потребительских товаров ЧУПам вообще давать не хотят. Это особенно характерно для ситуации в регионах. Там местные производители в ряде случаев отказываются давать на реализацию частникам дефицитные товары — мясные изделия, сыры», — констатирует сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства.
Белорусские предприниматели — люмпены
Представители делового сообщества говорят в один голос и еще об одной проблеме. В стране насчитывает 340 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, однако развить свой бизнес за счет привлечения инвестиций они не могут.
«Очень важно, чтобы предприниматель стал собственником. У нас сегодня 340 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, но 90% из них — люмпены, они находятся в арендных отношениях. Предприниматель, не имеющий своей собственности, не может быть интересен инвестору», — убежден Владимир Карягин.
Проблема, как оказывается, в том, что белорусские предприниматели лишены возможности выкупа арендуемых объектов.
Впрочем, члены правительства заверяют, что ситуация в этом вопросе будет развиваться в пользу предпринимателей. Речь идет о том, что арендаторы постепенно смогут стать собственниками тех объектов, которые арендуют.
«Речь сегодня не идет о том, чтобы огульно все продать и передать арендаторам. Процесс в этом направлении должен идти, но постепенно», — подчеркнул директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Александр Груздов, отвечая на вопрос БелаПАН.
Деньги для ноу-хау
Белорусское правительство ориентировано сегодня «на предоставление режима наибольшего благоприятствования» инновационным предприятиям. Поощрять высокотехнологичные производства — идея хорошая. Однако без денег реализовать ее, мягко говоря, будет сложно.
Можно посмотреть на пример России, которая пошла по пути поддержки малого и среднего бизнеса, ориентированного на выпуск инновационной и высокотехнологичной продукции. За последнее время в России уже создано 22 региональных венчурных фонда с общей капитализацией около 300 млн. долларов.
В Беларуси же система венчурного финансирования проектов пока так и не сформирована. Региональные венчурные компании, которые в России уже действуют, в Беларуси создать только планируется. Так что рассчитывать на скорый приход малого и среднего бизнеса в инновационную сферу сложно.
Госзаказы проходят мимо
Если продолжать сравнить условия ведения бизнеса в Беларуси и в других странах ЕЭП, то стоит обратить внимание на ситуацию с госзаказами. В России действует квота, согласно которой не менее 10% госзаказов (от годового объема поставок товаров, работ и услуг) должны быть размещены у субъектов малого предпринимательства.
Законодательством Беларуси не установлена обязательная квота для малых и средних предприятий при размещении государственного заказа. В законе «О поддержке малого и среднего предпринимательства» предусмотрено лишь резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10% от общего объема государственных закупок товаров, работ, услуг.
Однако, констатируют бизнес-союзы, доступа к госзаказам малый и средний бизнес в нашей стране так и не получил. «В официальных документах положение о том, что субъекты малого и среднего бизнеса должны иметь доступ к госзакупкам, присутствует. Однако на практике этого нет», -- констатирует Владимир Карягин.
Валютное регулирование не в пользу предпринимателей
Еще один вопрос, который не красит бизнес-климат в Беларуси, -- валютное регулирование. У нас продолжает действовать норма об обязательной продаже 30% валютной выручки. К слову, в других странах ЕЭП — России и Казахстане — такую норму уже отменили.
Кроме этого, в Беларуси продолжает действовать еще одно ограничение в части валютного регулирования, которая вряд ли может считать плюсом местного бизнес-климата.
На сегодняшний день резиденты Беларуси (в отличии от российских предприятий) не могут свободно (без получения разрешения) открывать счета за границей. По данным Naviny.by, власти не торопятся отменять это ограничение, так как опасаются вывоза средств белорусских предприятий за пределы страны.
Ликвидация предприятий: долго и дорого
Закрыть бизнес в Беларуси также непросто, как и заниматься им. Процедура ликвидации субъектов предпринимательской деятельности достаточно громоздка, что опять-таки не является плюсом местного бизнес-климата.
По показателю «Ликвидация предприятия» Беларусь в рейтинге Всемирного банка находится значительно ниже других стран ЕЭП. Представители бизнеса констатируют, что в стране сохраняются длительные сроки процесса банкротства, а также высока стоимость судебных издержек, которые необходимо нести в процессе ликвидации предприятия.
«Ликвидировать предприятие в нынешних реалиях дорого, долго и сложно», -- констатирует Виктор Маргелов.
Проверки и штрафы до банкротства доведут
Несмотря на многочисленные поручения Александра Лукашенко привести в порядок контрольную деятельности, проверки до сих пор приносят бизнесу много головной боли. Как отмечают в своих материалах предпринимательские союзы, проверки часто «превращаются в выбивание штрафов из предприятий».
Острой проблемой, подчеркивают бизнес-союзы, остаются несоответствующие нарушениям штрафы. Ошибки в бухучете, допускаемые в процессе выполнения обязательств перед органами госуправления, «могут привести к банкротству бизнеса», подчеркивают представители делового сообщества.
В общем, факторов, которые существенно затрудняют условия ведения бизнеса в нашей стране, предостаточно. Мы выбрали лишь 10 наиболее, как нам показалось, значимых доказательств этого.
От того, насколько удастся решить перечисленные проблемы, будет зависеть положение частного бизнеса в нашей стране. Министр экономики Николай Снопков, кстати, считает частный сектор залогом «формирования устойчивого экономического роста» в Беларуси. Так что от решения перечисленных проблем будет зависеть судьба не только частного сектора, но и всей экономики.
К счастью, высокопоставленные госслужащие, ранее уповавшие на потенциал госсектора, начинают это понимать.