Правительство рассчитывает привлечь около 6-7 млрд. долларов за счет предоставления инвесторам доступа к белорусским недрам. Пример из калийной отрасли, о котором стало известно в минувшую среду, доказывает, что такой путь может быть достаточно выгоден властям. Передача недр инвесторам, с одной стороны, позволяет привлекать много валюты, а с другой — не требует приватизации крупных госактивов.
Беглый бизнесмен с большими деньгами
Один из крупнейших российских бизнесменов Михаил Гуцериев решил взяться за освоение калийных солей Беларуси и построить здесь новый калийный комбинат.
Стоит отметить, что Гуцериева связывает с Беларусью давнее прошлое. 11 лет назад Гуцериев возглавлял нефтяную компанию «Славнефть», которая на тот момент была совместный предприятием — белорусско-российским.
За время делового сотрудничества Гуцериев стал настолько близок белорусским властям, что в 2007 году, когда на российского бизнесмена завели уголовное дело, именно в Минске он нашел поддержку. Будучи под подпиской о невыезде, Гуцериев, тем не менее, 4 года назад успешно бежал из России… сев на самолет в Беларуси.
«Я со своим товарищем ночью сел в машину, и утром мы уже были в Минске. По очереди за рулем сидели. В Минске меня уже ждал частный самолет, и я улетел», — рассказывал «Ведомостям» в 2010 году, после прекращения уголовного преследования, Михаил Гуцериев.
На сегодняшний день российский бизнесмен абсолютно чист перед Фемидой, но главное — богат. О состоянии российского бизнесмена ходят разные слухи, но факт состоит в том, что активов Гуцериева хватает, чтобы взяться за один из крупнейших в истории Беларуси инвестиционных проектов.
Британская компания GMC Global Energy plc, принадлежащая Михаилу Гуцериеву, намерена инвестировать в создание второго калийного комбината Беларуси не менее 1,5 млрд. долларов. Прибыв самолетом в Минск (Гуцериеву больше нет необходимости ездить в Беларусь на машине), российский бизнесмен во время встречи с белорусским премьером Михаилом Мясниковичем поделился своими планами.
Бизнесмен дал понять, что хотел бы построить в Беларуси калийный комбинат, который будет одним из крупнейших в мире. Запланированная инвестпроектом мощность комбината (1,1 млн. тонн хлоркалия в год) — минимум, на который ориентируется российский инвестор.
«Не факт, что мощность будет 1,1 млн. тонн. Это только первая очередь, Если будет спрос, надо будет делать 5 млн. тонн. Население растет, импортеры стоят в очереди — дайте 10 млн. тонн», — заявил Михаил Гуцериев 4 октября во время встречи в белорусском правительстве. К слову, мощности «Беларуськалия» — единственного на сегодняшний день производителя калийных удобрений в Беларуси — составляют 8 млн. тонн калийных удобрений в год.
Калийная Мекка
Инвестиционный проект по строительству нового калийного комбината сопровождает серьезная группа консультантов, поэтому, вероятно, интересы инвестора в данной сделке полностью учтены и просчитаны.
Другое дело — амбиции российского бизнесмена. Будучи уверенным, что новый белорусский калийный комбинат сможет в перспективе производить в год 5-10 млн. тонн хлоркалия, Гуцериев поставил глобальную задачу: «Нужно делать Беларусь калийной Меккой!».
В то же время российские наблюдатели сомневаются, что новый белорусский калийный комбинат сможет производить ежегодно 5 и уж тем более 10 млн. тонн хлоркалия.
«Емкость мирового рынка калийных удобрений — 55 млн. тонн в год. В этом контексте планы производить на новом предприятии до 10 млн. тонн калийных удобрений представляется слишком амбициозными», — говорит аналитик Банка Москвы Юрий Волов.
По мнению эксперта, на сроки окупаемости проекта по созданию нового белорусского комбината будет серьезно влиять ситуация на мировом рынке удобрений.
«Если ситуация на мировом рынке будет стабильной и стоимость калиных удобрений останется в диапазоне 550-580 долларов за тонну (с доставкой), то проект может быть вполне окупаемым. Вместе с тем, последнее время ситуация на рынке остается очень неопределенной и на этом фоне вкладывать деньги в создание новых производств достаточно рискованно», — говорит Волов.
Банковский аналитик подчеркивает, что сегодня на мировом рынке не самая благоприятная ситуация, и существуют предпосылки для снижения цен на калийные удобрения.
«Мировую цены на сельхозпродукцию (пшеница, кукуруза, соя) существенно снизились. На этом фоне фермеры могут сократить потребление калийных удобрений, что, естественно, скажется на цене последних», — полагает Юрий Волов.
Впрочем, повторимся, проект по строительству нового калийного комбината в Беларуси сопровождают, по наблюдениям Naviny.by, компетентные консультанты, так что серьезных проблем для инвесторов быть не должно.
Обращает на себя внимание другое. В условиях, когда приватизационных сделок на белорусском рынке практически нет, правительство пытается получить деньги от инвесторов иным образом — предлагая реализовывать проекты с нуля. Эта «фишка», как любит говорить министр экономики Николай Снопков, может стать определяющей в инвестиционной деятельности правительства.
Приведенный проект в калийной отрасли — ярчайшее тому доказательство. Вместо продажи «Беларуськалия», о которой так много говорилось, правительство призывает инвесторов реализовывать проекты в калийной отрасли, начиная с фундамента. Договор с Гуцериевым о строительстве нового калийного комбината — лишь первая ласточка.
В дальнейшем власть собирается привлекать инвесторов для освоения белорусских месторождений щебня, бурого угля, горючих сланцев и т.д. По оценкам правительства, в освоение недр в ближайшие годы можно привлечь 6-7 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций.
Таким образом, в условиях, когда больших успехов приватизационный процесс не приносит, власть решила торговать тем, что есть в земле. Жаль только, что земля наша богата в основном только калийными солями. Вот если бы «прорвало природный газ»…