Белорусским НПЗ осталось чуть больше месяца ждать прояснения перспектив работы на украинском рынке. В конце декабря Украина должна окончательно определиться, вводить или не вводить пошлины на импортные нефтепродукты. Между тем белорусская сторона вместе с Европейским союзом уже пригрозили Украине ответными мерами, если пошлины все-таки будут введены.
Тема пошлин на импортные нефтепродукты муссируется украинской стороной почти год, и, как отмечают украинские эксперты, при непосредственном участии российских нефтяников. Именно они активно лоббируют введение пошлин на бензины в размере 130 евро за тонну и 80 евро за тонну на дизтопливо.
В числе главных лоббистов аналитики называют ТНК-ВР, которая владеет крупнейшим украинским НПЗ в Лисичанске. При поддержке чиновников Министерства энергетики и угольной промышленности Украины и местных финансово-экономических групп нефтяники пытаются потеснить импортеров, которым сегодня принадлежит более 50% рынка нефтепродуктов Украины.
«И в этом процессе задействованы серьезные силы. Российские компании большие и богатые, и с их стороны оказывается серьезное давление на украинское правительство. Нефтяники лоббируют введение пошлин, так как это приведет к резкому росту прибыли нефтеперерабатывающих предприятий Украины», — поясняет главную цель лоббистов директор консалтинговой компании А-95 (Киев) Сергей Куюн.
По этой причине на вполне законных основаниях Украина еще в начале года начала специальное расследование в отношении роста доли импортных нефтепродуктов и демпинга со стороны прежде всего белорусских НПЗ. Украинские нефтяники убеждены, что белорусские НПЗ (в основном Мозырский НПЗ) поставляют нефтепродукты на украинский рынок по демпинговым ценам благодаря тому, что в рамках Таможенного союза покупают нефть в России дешевле, чем украинские НПЗ.
Все доводы о том, что условия поставок российской нефти нельзя назвать льготными, так как наши заводы платят премию поставщикам нефти (40-45 долларов за тонну) и перечисляет в российский бюджет пошлины от экспорта нефтепродуктов, пока не действуют.
И ведь белорусская нефтепереработка в этом году не жирует, а переживает тяжелые времена. По информации источников в «Белоруснефти», лишь по итогам 9 месяцев наши НПЗ смогли выйти на нулевую рентабельность. Чтобы избежать повторения ситуации, когда полгода заводы работали в убыток, белорусская сторона добивается от России снижения нефтяной премии на 50% — до 20 долларов за тонну.
Но окончательно все аргументы «за» и «против» украинской стороной будут взвешены до 21 декабря, когда должно завершиться расследование. «Пролонгация расследование законом не предусмотрена, поэтому решение по пошлинам, как ожидается, должно быть принято до конца года», — отмечает Сергей Куюн.
Но каким будет решение, аналитики сказать затрудняются. Ведь помимо сторонников идеи обложить импортеров нефтепродуктов пошлинами есть и противники в лице Минэкономики и Минюста Украины.
«Они понимают, что данное решение сильно ударит прежде всего по украинским потребителям в виде роста цен на нефтепродукты, что нежелательно, учитывая общеэкономические проблемы в стране», — отмечает Сергей Куюн.
Безусловно, рост цен на нефтепродукты приведет и к росту цен на транспортные услуги в Украине. И цепочка подорожаний на этом не закончится. Кроме того, возникнет и другая проблема: украинские потребители столкнуться с дефицитом качественных нефтепродуктов.
Напомним, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины намерено сократить долю импортных нефтепродуктов на внутреннем рынке более чем в три раза — с 50% до 15%. Однако украинские НПЗ не смогут закрыть образовавшуюся дыру нефтепродуктами такого же качества, как импортные.
Между тем введение пошлин на нефтепродукты и зачистка рынка могут обернуться более глобальными проблемами для всей украинской экономики.
«Украина — член ВТО, в рамках которой четко прописано взаимодействие с другими странами в таких условиях. Пошлины и прочие спецмеры являются цивилизованным механизмом защиты внутреннего производителя. Но цивилизованными являются и ответные реакция пострадавших сторон, которые имеют право ввести ответные меры на сумму понесенного ущерба», — отмечает Сергей Куюн.
О готовности заставить Украину компенсировать понесенные потери в случае введения импортных пошлин на нефтепродукты уже заявили представители ЕС. По оценкам экспертов, экспорт нефтепродуктов из ЕС в Украину составляет порядка 1 млрд. долларов.
«И ЕС имеет полное право ввести ответные меры на эквивалентную сумму. Я полагаю, что в этом случае будут затронуты такие важные для Украины отрасли как металлургия, химическая отрасль», — констатирует Сергей Куюн.
О готовности отреагировать аналогичным образом заявила и Беларусь. Украинский рынок нефтепродуктов является одним из наиболее привлекательных и перспективных для белорусских нефтеперерабатывающих заводов. В прошлом году доля белорусских нефтепродуктов на украинском рынке превысила 20%.
По данным таможенной статистики, за январь-сентябрь этого года экспорт нефтепродуктов в Украину составил более 2 млн. тонн (18% от всего экспорта нефтепродуктов в натуральном выражении) на 1,9 млрд. долларов (21% от всего экспорта нефтепродуктов в денежном выражении). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт в денежном выражении вырос на 50%. Причем, что любопытно, нефтепродукты составили около 65% всего белорусского экспорта в Украину за 9 месяцев. Логично, что терять такой рынок наши заводы не заинтересованы.
По приблизительным подсчетам, введение пошлин увеличит расходы белорусских НПЗ более чем на 200 млн. долларов. Ответные меры со стороны Беларуси приведут к тому, что пострадает кто-то из украинских производителей, убежден Куюн.
Однако инициаторов введения пошлин, считает эксперт, мало волнуют угрозы со стороны ЕС и Беларуси. «Решение, в котором они заинтересованы, принесет им живые деньги, а реакция соседей их мало волнует», — отмечает он.
Тем не менее, эксперт рассчитывает, что в итоге ключевым фактором при принятии решения по пошлинам станет нежелание Украины конфликтовать с соседями: «Все понимают, что торговая война сегодня не нужна ни нам, ни нашим соседям».