Не успев опробовать на вкус жизнь в Едином экономическом пространстве (ЕЭП), Беларусь, Россия и Казахстан устремились к новому формату сожительства. В Москве 18 ноября Медведев, Лукашенко и Назарбаев о евразийской экономической интеграции. Предполагается, что до 2015 года интеграционные потуги «тройки» должны перерасти в Евразийский экономический союз (ЕЭС) — новый российского премьера Владимира Путина.
Зачем нужен ЕЭС, главы стран-участниц Таможенного союза уже обрисовали в разных ракурсах на страницах СМИ, дав проекту ВВП неплохую рекламу перед выборами. Александр Лукашенко, например, заявил, что новое интеграционное детище призвано «стать ключевым региональным игроком, который поможет выстраивать отношения с ведущими мировыми экономическими структурами».
По мнению официального белорусского лидера, «такая интеграция на постсоветском пространстве быстрее приведет к более тесным и равноправным отношениям с Евросоюзом и построению Большой Европы, чем сепаратные хождения по европейским кабинетам. Он должен стать зрелой структурой, серьезным экономическим игроком на евразийском рынке, мощным партнером Евросоюза».
Уже в Москве 18 ноября Лукашенко высказал еще один аргумент в поддержку проекта. «Самое главное — уйдут в небытие наши конфликты какие-то, непонимания, недопонимания и, в конце концов, какие-то молочные, сахарные и прочие войны. Мы декларировали свободу передвижения товаров, услуг, капиталов. Это что, не для людей? Конечно для людей», — сказал глава государства.
Однако среди экспертов и политиков пока нет единого мнения по поводу необходимости создавать ЕЭС на базе Таможенного союза и ЕЭП.
Директор Центра политической информации (Россия) Алексей Мухин, например, считает, что с учетом активизации работы Таможенного союза, «проблем с созданием эффективного, хорошо развивающегося экономического союза у России, Беларуси и Казахстана не возникнет».
Вместе с тем, отмечает Мухин, есть одна трудность. «Казахские и белорусские элитные группы с подозрением относятся к попыткам Москвы создать надстройку над чисто экономическим объединением Таможенный союз. Они подозревают Россию в попытке собрать под своим крылом бывшие союзные республики и чуть ли не реанимировать СССР. Но элитам следует избавляться от этих фантомных болей. России, в свою очередь, следует четко сформулировать правила действия Евразийского экономического союза и придерживаться этих правил», — заявил эксперт.
Впрочем, опасения по поводу дальнейшей интеграции есть не только у политических элит, но и у белорусского бизнеса. Таможенный союз, например, больше чем на год парализовал работу белорусских . ЕЭП пивоваренную отрасль и в целом отечественный малый бизнес, имеющий более высокую налоговую нагрузку по сравнению с бизнесом Казахстана и России. Белорусские предприниматели опасаются, что дальнейшая интеграция принесет .
По мнению же Алексея Мухина, единственной проблемой для белорусского бизнеса будет моральный дискомфорт. «Я имею в виду те опасения, которые есть и в Беларуси, и в Казахстане, — насчет того, что российские участники рынка находятся в гораздо более выгодных финансовых условиях и потому смогут успешнее конкурировать с партнерами по ТС и ЕЭП», — пояснил Мухин.
«По этой причине белорусские экономические субъекты будут чувствовать себя ущербными или думать, что они ущербные по отношению к российским. Но при грамотной постановке проблем и их решения, а это значит придерживаться определенных правил при дальнейшей интеграции, вопросы со временем снимаются», — считает аналитик.
По его мнению, для белорусской экономики будущий союз — «хороший шанс еще больше интегрироваться в экономику России и чувствовать себя полноправным партнером». Он уверен, что те преимущества, которые получают белорусские и казахские субъекты хозяйствования, намного весомее, чем негативные факторы, которые белорусы и казахи называют непреодолимыми препятствиями при дальнейшей интеграции.
Иного мнения по поводу перспектив Евразийского экономического союза придерживается белорусский экономист Сергей Чалый. «Подписание документов по Евразийскому союзу — декоративный шаг, который не несет особого экономического смысла», — заявил он.
Эксперт напомнил, что еще раньше стороны прописали в документах по интеграции гармонизацию налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, возможное создание денежного союза. «И не нужно изобретать какие-то новые сущности в виде Евразийского экономического союза. Не вижу, какую это несет добавленную стоимость по сравнению с тем, что уже есть», — заявил аналитик.
Между тем и достижения начального этапа интеграции — Таможенного союза, по словам Чалого, сомнительны. «Ценность союза в вопросах ВТО мы уже выяснили. Если у России возникает возможность в одиночку решать вопросы, она их решает, и ее не волнуют обязательства перед другими», — констатирует эксперт.
Ошибочными он считает и утверждения о том, что благодаря Таможенному союзу значительно вырос совместный товарооборот Беларуси, России и Казахстана. «2010-2011 годы — это, по сути, восстановительный период после кризиса 2009 года, когда наш торговый оборот упал на 20-30%. Поэтому все, что мы имели потом — это рост после такого падения. И причем здесь Таможенный союз?»
Отсюда и большие сомнения, что в дальнейшем процесс интеграции будет более эффективным. К этому стоит добавить и еще один немаловажный факт, отмечает Сергей Чалый. Все шаги интеграции должны строиться на основе нормального соглашения о свободной торговле.
«Но у нас и этого нет. Все, что у нас есть под видом соглашения о свободной торговле, на самом деле правильнее было бы назвать соглашением об отсутствии свободной торговли: масса исключений из этого режима. И получается, что у нас еще нет нормального фундамента, а мы уже рассуждаем о том, как будут выглядеть стены, какая будет крыша, какой высоты здание. А ведь любая интеграция на этом спотыкалась», — подчеркивает эксперт.
Что же касается главного вопроса — свободной торговли энергоносителями, то, как считает экономист, «Россия никогда на это не пойдет. Она считает это своим конкурентным преимуществом, с которым она ни с кем не будет делиться».
Возможно, интеграция будет более ощутимой, когда страны начнут согласовывать макроэкономическую и валютную политику. Напомним, что с 2013 года страны-участницы ЕЭП должны будут придерживаться определенных единых макроэкономических параметров. В частности, предельный годовой дефицит бюджета должен быть на уровне 3% ВВП, госдолг — 50% ВВП, а инфляция не должна превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции страны ЕЭП, имеющей наименьший рост цен.
Однако, считает Сергей Чалый, эти параметры никогда не будут выполняться.
«Параметры имеют какую-то экономическую логику тогда, когда их неисполнение является угрозой не для отдельных участников союза, а для союза в целом. Но такого пока не вырисовывается. Кроме того, не забывайте, что у всех стран свой взгляд на управление денежно-кредитной политикой».
«Казахские и белорусские элитные группы с подозрением относятся к попыткам Москвы создать надстройку над чисто экономическим объединением Таможенный союз»...