Белорусских импортеров опять обуют. 21.by

Белорусских импортеров опять обуют

29.11.2011 18:14 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


На белорусском потребительском рынке грядут перемены, которые не пойдут на пользу ни бизнесу, ни потребителям. В следующем году белорусы могут столкнуться с подорожанием и серьезным дефицитом импортной обуви, а также с ростом цен на автомобили. Очередные сюрпризы напрямую связаны с Таможенным союзом и Единым экономическим пространством.


Обувь в дефиците?

В начале декабря на заседании комиссии Таможенного союза (КТС) планируется рассмотреть вопрос об увеличении таможенной пошлины на импортируемую обувь по инициативе белорусской и российской сторон. Причем, именно предложение Беларуси является более жестким по отношению к импортерам. Она настаивает на повышении импортной пошлины с 10% до 20%, но не меньше 2,7 евро за пару. Российская сторона предлагает в процентном выражении пошлину сохранить на уровне 10%, а в денежном — увеличить минимум с 1,8 евро до 2,5 евро за пару.

Инициатива повысить пошлину для импортеров сразу на 10% принадлежит концерну «Беллегпром», который обратился в КТС еще в октябре. В концерне поясняли, что белорусская сторона по сути хочет установить прежний уровень тарифной защиты, который действовал до вступления Беларуси в Таможенный союз. Ведь после вхождения в ТС Беларуси пришлось унифицировать ставку на импортную обувь на уровне 10%.

В «Беллегпроме» при этом уверены, что предлагаемая мера не является запретительной или ограничительной. Она направлена на поддержку отечественных производителей, прежде всего для того, чтобы поставить их в равные условия на рынке с импортерами. Ведь с начала года импорт по 11 позициям обуви с верхом из натуральной кожи увеличился от полутора до десяти раз.

«При этом практически по всей номенклатуре средние цены импорта ниже среднерыночных цен на отечественном рынке», — пояснял причину этой инициативы начальник управления координации и развития кожевенно-обувной отрасли «Беллегпрома» Вячеслав Мирусин.

Однако вот что странно. В Беларуси импортеры занимают меньше 40% рынка, а в России — около 90%. Но не Россия, а Беларусь настаивает на ужесточении правил ввоза в интересах отечественных производителей, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Во-вторых, в связи с девальвацией заметно упал спрос на импортную продукцию. Отечественные производители при этом остались и остаются в шоколаде, наращивая объемы продаж. По данным Белстат, доля реализуемой белорусской обуви в общем объеме продаж составляла на 1 ноября 75%.

Таким образом, нет видимых причин для увеличения пошлины на импортную обувь. Более того, это решение вредно как для отечественного рынка, так и потребителей, заявляют эксперты.

«Увеличение пошлин повлечет за собой увеличение цен на ввозимую обувь, так как увеличатся издержки импортеров. Если пошлины вырасту на 20%, то розничная цена — на 30-40%», — отметили в компании «Шик».

Реакцией бизнеса станет снижение объема импорта обуви, что приведет к росту дефицита на внутреннем рынке. «Даже сейчас ощущается дефицит обуви, причем, как импортной, так и отечественной. Наши производители активно работаю в этом году на экспорт, чтобы зарабатывать валюту, поэтому они не закрывают потребности внутреннего рынка. Еще одним последствием решения повысить пошлину станет рост серого импорта обуви», — подчеркнул представитель компании.

Рост нелегальных поставок обуви из-за роста пошлин пережили в 2006 году европейские страны. Повысив пошлины на кожаную обувь для Китая и Вьетнама, европейцам впоследствии пришлось отбиваться от серого импорта из Макао, Камбоджи, Малайзии.

Что касается Беларуси, то эксперты ожидают роста нелегальных поставок китайской обуви через Россию. Хотя Китай и так активно наращивает импорт обуви в нашу страну. По данным таможенной статистики, если за 9 месяцев этого года в Беларусь было ввезено больше 1 млн. пар обуви на 19 млн. долларов, в 2011 году — более 2 млн. пар более чем на 45 млн. долларов.

Что касается самой России, то, видимо, под давлением Китая, российские производители стали терять позиции. Если в прошлом году за 9 месяцев из России было ввезено более 6 млн. пар на сумму 111 млн. долларов, то в этом году чуть больше 3 млн. пар на сумму 69,5 млн. долларов. Но не исключено, что в случае повышения пошлины возрастет как нелегальный, так и официальный импорт обуви из России.

Но Беларусь от этого явно не выиграет, убежден председатель РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко. «Все сливки, прежде всего в части роста таможенных платежей, получит Россия», — отмечает он.

Из чего он делает вывод, что «наши чиновники, наверное, забыли, что они не живут самостоятельной экономической жизнью в рамках Беларуси, а живут уже в рамках таможенного пространства. И если наши чиновники думают, что обуют Россию, то они ошибаются. Все получится наоборот: это Россия обует Беларусь».

Анатолий Шумченко убежден, что такими решениями власти не улучшат ситуацию на рынке. По его словам, препоны будут лишь ослаблять белорусский бизнес и делать его неконкурентоспособным, а проигрывать при этом будут потребители.

Кроме того, он обращает внимание на тот факт, что наличие импорта и рост поставок обуви, например, из Китая, подтверждает неготовность белорусских предприятий полностью удовлетворить потребности рынка. Об этом же говорит и официальная статистика. По данным Белстат, за январь-октябрь белорусскими предприятиями было произведено 10,9 млн. пар обуви. А между тем потребности рынка намного выше.

«Так зачем вы вводите заградительные меры? Ведь этим не повысите объемы производства, чтобы закрыть почти весь рынок», — недоумевает Анатолий Шумченко.


Автодилеров опять не пожалеют?

С новыми проблемами могут столкнуться и белорусские автодилеры, только-только начавшие восстанавливаться от последствий валютного кризиса.

Как заявил Naviny.by председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич со ссылкой на свои источники, «правительство собирается отменить указ № 546 от 24 ноября 2005 года, который установил льготы на НДС при ввозе автомобилей. Если это произойдет, что цены на автомобили вырастут на 15-20%».

Сегодня, как поясняет Михневич, автодилеры платят НДС с разницы между ценой реализации и себестоимостью ввозимого автомобиля. В случае отмены действий указа иномарки подпадают под общую систему уплаты НДС. Это значит, что налогом будет облагаться вся стоимость автомобиля, что автоматически приведет к росту затрат дилеров, и, соответственно, адекватному росту цен.

Сергей Михневич полагает, что инициатива по изменению механизма уплаты НДС исходит от России, так как российские автодилеры работают именно так. И, кроме того, эта мера, скорее всего, входит в пакет обязательств, взятых Беларусью, чтобы получить очередной транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

«И нас это беспокоит, потому что сегодня мы не можем понять, как заключать договора, какова будет база начисления НДС. Что касается роста цен до 20% — это существенное увеличение стоимости автомобилей. С учетом значительного падения покупательской способности это станет очередным ударом по автомобильному рынку», — делает вывод эксперт.

По его словам, такое развитие событий вынудит автодилеров пойти на сокращение ввоза иномарок. Это значит, что никакого восстановления рынка в 2012 году, которое прогнозировали и на которое рассчитывали дилеры, не произойдет.

«Даже в случае стабилизации ситуации в экономике уровень благосостояния населения не позволит ему активно покупать автомобили по новым ценам, что приведет к еще большему сокращению спроса на иномарки», — полагает Сергей Михневич. Вместе с тем автодилеры, по его словам, рассчитывают, что «наше правительство будет сопротивляться давлению со стороны России».



Андрей КОЖЕМЯКИН
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В следующем году белорусы могут столкнуться с подорожанием и серьезным дефицитом импортной обуви, а также с ростом цен на автомобили...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика