При планировании социально-экономического развития на 2012 год правительство, согласно поручению президента, должно было исходить из роста ВВП на 5-5,5%. К середине декабря, как поручил Александр Лукашенко, дошлифованные документы, в которых отражены планы на будущий год, должны быть готовы для подписания. Какие именно предложения правительство собирается положить на стол главе государства?
Чтобы понять корни тех предложений, которые уйдут на подписание к президенту, потребуется небольшая ретроспектива. В октябре, когда планы на 2012 год обсуждались в правительстве, существовало два сценария развития событий.
Первый сценарий предполагал минимальные темпы роста ВВП и курс на увеличение золотовалютных резервов. Необходимость этого сценария правительство объясняло тем, что в 2012-2014 гг. значительно вырастут платежи по внешнему госдолгу, и было бы неплохо в будущем году увеличить ЗВР, дабы спокойно обслуживать долговые обязательства.
Второй сценарий, основанный на высоких темпах роста ВВП, правительство изначально считало нежелательным и поэтому просило Администрацию президента поддержать первый сценарий. Однако и президентская администрация, и сам президент выступили 10-го, а потом и 22 ноября за высокие темпы роста ВВП в 2012 году.
Правительство, учитывая законы белорусской «вертикали», вынуждено было подчиниться поручениям, которые поступили из К.Маркса,38. Новый проект макропрогноза на 2012 год, который будет передан на подписание президенту, предполагает рост ВВП на уровне 5-5,5%.
Одновременно с этим правительство все-таки предлагает урезать эмиссионное финансирование экономики. По данным Naviny.by, в новом проекте макропрогноза речь идет о том, что возможности Минфина «вливать» деньги в экономику будут ограничены в будущем году 7 трлн. рублей. Для сравнения: в 2011 году, по ноябрьским данным правительства, в экономику государство направило более 22 трлн. рублей.
Возникает вопрос: если эмиссионное финансирование, за счет которого ранее стимулировался внутренний спрос на товары и услуги, будет ограничено, то каким образом будут обеспечены высокие темпы промышленного и сельхозпроизводства? За счет чего на 5-5,5% вырастет ВВП?
Правительство делает ставку на внешний спрос. Проект макропрогноза на 2012 год предполагает, что 65% произведенной промышленной продукции будет поставлено на экспорт. В связи с этим до органов госуправления предлагается довести задание по удельному весу продукции, поставленной в 2012 году на экспорт. Министерству промышленности, к примеру, как удалось выяснить Naviny.by, будет поручено в будущем году 69% произведенной продукции продать за пределы страны.
Желание правительства добиться высоких показателей по экспорту продукции и увеличить тем самым валютную выручку объяснимо. С 2012 году, напомним, резко возрастают платежи Беларуси по внешнему госдолгу.
На это обстоятельство, кстати, указал на прошлой неделе, выступая в парламенте, заместитель министра экономики Александр Ярошенко. Для того, подчеркнул он, чтобы выполнять внешние обязательства, страна должна зарабатывать валюту.
«Выплаты в 2012-м, а пик (платежей по внешнему госдолгу. — Naviny.by) в 2013 и в 2014 годах, потребуют отвлечения значительных валютных ресурсов, которые мы должны заработать», — подчеркнул Александр Ярошенко.
«Двигатель» экспорта нуждается в замене
Правительство, по данным Naviny.by, одновременно с принятием макропрогноза на 2012 год инициирует внесение изменение в действующую Национальную программу развития экспорта, принятую на 2011-2015 годы. Цель предлагаемых изменений — добиться положительного сальдо торгового баланса уже в 2012 году. Для сравнения: нынешняя редакция программы развития экспорта предполагает достижение этой цели только в 2015 году.
С точки зрения экономической ситуации в стране задача по достижению положительного сальдо внешней торговли уже в 2012 году — верная. Валютных запасов, которые бы позволяли финансировать отрицательное сальдо, у страны немного. Вопрос в том, насколько достижима поставленная задача во внешней торговле на 2012 год.
Как известно, в 2006-2010 годы в Беларуси наблюдалось отрицательное сальдо торгового баланса. В нынешнем году белорусские экспортеры благодаря трехкратной девальвации национальной валюты получили серьезное конкурентное преимущество на внешних рынках, что позволило им увеличить экспорт. Одновременно с этим темпы роста импорта на фоне девальвации снизились.
Как следствие, в мае, июле, августе и сентябре (по методологии платежного баланса) Беларусь имела положительное сальдо во внешней торговле. Что касается будущего года, то тут есть вопросы. Некоторые эксперты указывают, что положительный эффект от девальвации для белорусского экспорта будет иметь краткосрочный эффект.
«Девальвация национальной валюты является благом для экспортеров, но экономика наша импортозависима. По оценкам правительства, 68% ВВП производится с учетом импортного сырья и комплектации, а в нашем экспорте импортная составляющая еще выше. Поэтому, я думаю, что эффект от девальвации будет иметь краткосрочный эффект. Судя по всему, этот эффект будет использован во многом уже в этом году», — полагает заместитель председателя по инновационной и инвестиционной политике Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико также убежден, что достижения белорусского экспорта во многом связаны с курсом национальной валюты.
«В январе-октябре наш экспорт в страны СНГ вырос (в стоимостном выражении. — Naviny.by) по сравнению с аналогичным периодом прошло года более чем на 45%, в страны вне СНГ — почти на 90%. Надеяться, что такое сохранится и дальше, можно только в случае дальнейшей девальвации белорусского рубля», — подчеркивает Леонид Заико.
Эксперты обращают внимание на тот факт, что конкурентное преимущество белорусских товаров на внешних рынках связано, главным образом, с ценовым фактором, и это сдерживает развитие нашего экспорта.
«Мы все последние годы пытались формировать экспортную стратегию на основании ценового преимущества. Такой подход, к сожалению, доказал свою неэффективность. Дело в том, что как только мы пытаемся поднять зарплату своим работникам, наша продукция, зачастую ориентированная на низкий ценовой сегмент, становится неконкурентоспособной», — констатирует заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Александр Готовский.
Поэтому, развивает мысль Георгий Гриц, наша экспортная продукция должна стремиться занимать среднеценовой сегмент на внешних рынках. «А чтобы этот сегмент занять, нам необходимо повышать конкурентоспособность отечественной продукции», — подчеркивает экономист.
По мнению Александра Готовского, чтобы повысить конкурентоспособность, необходимо проанализировать ситуацию в каждой отрасли.
«Вот, например, льняная отрасль. Мы делаем ткани без окончательной отделки и продаем их туркам и китайцам. И те, и другие стараются конкурировать в низкоценовом сегменте. В такой ситуации рассчитывать, что зарплаты белорусских специалистов, которые работают в льняной отрасли, будут расти, не приходится», — говорит эксперт.
Поэтому, чтобы обеспечить качественное и устойчивое развитие экспорта, экономисты рекомендуют пересмотреть критерии эффективности белорусских предприятий.
«Мы должны не просто производить штуки, килограммы, тонны готовой продукции. Нам нужно повышать добавленную стоимость на одного занятого и стремиться к тому, чтобы наши показатели по этому параметру приближались к европейскому уровню», — резюмировал Александр Готовский.