Финансовая поддержка со стороны Кремля отодвигает рыночные реформы в Беларуси и ставит страну в долговую зависимость от большой восточной соседки. К такому выводу приходят аналитики, комментируя заявления российского посла Александра Сурикова о семи миллиардах долларов, которые в ближайший год получит Беларусь по доброй воле Москвы.
Начало уже положено — 1 декабря Минск получил 2,5 млрд. долларов, перечисленных «Газпромом» за покупку второй половины акций ОАО «Белтрансгаз».
Согласно заявлениям российского посла на пресс-конференции в Минске 30 ноября, до конца этого года Беларусь должна получить 1 млрд. долларов кредита российского «Сбербанка» (формально деньги предназначены для ОАО «Беларуськалий») и 440 млн. долларов второго транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
В 2012 году финансовая поддержка будет состоять из 800 млн. долларов третьего транша кредита по линии ЕврАзЭС и примерно 0,5 млрд. долларов первого транша экспортного госкредита на строительство Островецкой АЭС. Кроме того, порядка 2 млрд. долларов Беларусь сможет сэкономить благодаря снижению цены на российский газ.
Таким образом, подытожил Суриков, общий размер поддержки в 2011-2012 годах ожидается на уровне 7,3 млрд. долларов. «Это хорошая поддержка, которая составляет около 25% ВВП Беларуси», — подчеркнул посол.
Следует отметить, что примерно столько же, порядка 7 млрд. долларов, белорусские власти рассчитывали получить от Международного валютного фонда, куда обратились за помощью в конце мая текущего года.
С учетом рекомендаций экспертов МВФ правительство разработало беспрецедентную по своей реформистской сути программу развития экономики на 2012 год. Одобри ее глава государства — будущий год мог бы стать поистине переломным для белорусской экономики.
Однако чуда не произошло. Проект макроэкономического прогноза на 2012 год Александр Лукашенкозабраковал, обвинил министров в оторванности от нужд народа и потребовал выполнения программы социально-экономического развития, одобренной год назад Всебелорусским народным собранием.
Прогнозные показатели на 2012 год, судя по всему, не утверждены до сих пор. 6 декабря они в очередной раз обсуждались на расширенном заседании правительства, но к какому решению пришел Совмин, не сообщается.
Совещание, на котором президент устроил разнос министрам, проходило 10 ноября, а вскоре стало известно, что визит в Минск миссии МВФ, назначенный на начало декабря, не состоится.
До конца года фонд не планирует проводить переговоры по предоставлению очередного кредита Беларуси, заявила постоянный представитель МВФ в Минске Наталия Колядина.
«Несмотря на то, что власти предприняли некоторые меры, которые помогут достичь макроэкономической стабильности, мы не видим существенных доказательств действительной приверженности макроэкономической стабилизации и структурным реформам», — пояснила представитель фонда.
То, что переговорный процесс с МВФ свернут на неопределенный срок, — плохой знак для белорусской экономики, считает бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич.
«Во-первых, МВФ предоставляет кредиты на очень выгодных условиях. Во-вторых — такие кредиты даются под программы реформ, которые способствуют оздоровлению экономики», — отметил Богданкевич в комментарии для БелаПАН.
И, что не менее важно, подчеркнул эксперт, «кредитное сотрудничество с МВФ дает инвесторам из цивилизованных государств положительную информацию».
«Это своеобразная гарантия того, что в стране, получившей кредит, действительно проводятся реформы, наметились устойчивые положительные тенденции», — говорит Богданкевич.
Финансовая же поддержка со стороны России опасна тем, что, по большому счету, зависит не от экономической политики белорусских властей, а от интересов российской стороны.
«2,5 миллиарда долларов, которые якобы являются поддержкой со стороны России, — это плата за «Белтрансгаз». Еще один миллиард, который дает «Беларуськалию» российский «Сбербанк», скорее всего, пойдет на оплату акций белорусского «Нафтана». По сути, проводится завуалированная операция по покупке Россией белорусской собственности», — считает Богданкевич.
Здесь необходимо заметить, что Антикризисный фонд ЕврАзЭС, в котором ключевую роль играет Россия, также связывал свое решение о предоставлении Беларуси кредита с определенными условиями.
Главным условием при этом называлась приватизация белорусских госактивов на сумму 7,5 млрд. долларов в течение трех лет. Продажа предприятий, поясняли в Москве, — один из способов получить средства для улучшения платежного баланса.
Летом этого года тогдашний вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин пригрозил Беларуси тем, что условия выдачи кредита ЕврАзЭС могут измениться, если белорусская сторона будет продолжать эмиссионную политику и практиковать прочие антирыночные меры.
Премьер-министр РФ Владимир Путин не далее как 19 октября заявлял: Беларусь должна выполнять все обязательства, принятые в связи с предоставлением ей финансовой помощи по линии ЕврАзЭС.
Все претензии со стороны Москвы прекратились после того, как 18 ноября в Москве президенты России, Беларуси и Казахстана договорились о создании Евразийского экономического союза.
«Россия вряд ли заинтересована в каком-то особом успехе структурных реформ в Беларуси. Россиян по большому счету и так все устраивает, они прекрасно умеют работать в таких политико-экономических условиях», — считает экономист Сергей Чалый.
А вот МВФ, добавил он, «не является субъектом ни политики, ни экономики, а также не отстаивает геополитические интересы либо интересы каких-то бизнес-структур». Поэтому, полагает Чалый, «упрекнуть в чем-либо МВФ нельзя, в то время как в отношениях с Россией такого рода подозрения обязательно присутствуют».
В свою очередь, политолог Валерий Карбалевич отмечает: «Российская помощь отодвигает на неопределенный срок рыночные реформы в Беларуси и укрепляет нынешнюю экономическую модель. К реформированию побуждает острая необходимость. Реформы начинаются тогда, когда кончаются деньги. Получив российскую помощь, с рыночными преобразованиями можно и повременить».
Кроме того, получая из Москвы миллиардные долларовые кредиты, Беларусь, помимо энергетической зависимости от России, попадает еще и в зависимость долговую.
Между тем порог экономической безопасности Беларусь уже переступила. По данным Министерства финансов, на 1 ноября внешний государственный долг составил 12,01 млрд. долларов, увеличившись с начала года на 24%.
По подсчетам финансовых аналитиков, после получения кредита ЕврАзЭС и российского кредита на строительство АЭС внешний государственный долг вырастет до 25 млрд. долларов. И это с учетом погашения части уже имеющейся задолженности.
Таким образом, Беларусь может попасть в число стран, внешняя задолженность которых стремительно приближается к объему ВВП.
В 2010 году ВВП составил 53,443 млрд. долларов, по итогам нынешнего года независимые экономисты прогнозируют его падение в долларовом исчислении до 33-35 млрд. долларов в связи с двумя девальвациями белорусского рубля.
Подчеркнем: выше речь шла только о внешнем госдолге. Валовой же внешний долг Беларуси (он включает в себя долг органов государственного управления, денежно-кредитного регулирования, банков и других секторов экономики.) уже на 1 июля нынешнего года достиг 33,1 млрд. долларов.