Бизнес с географией. 21.by

Бизнес с географией

27.12.2011 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Бизнес с географией.

Как интересы предпринимателей увязать с потенциалом регионов?

За последние годы число белорусов, занятых в частном бизнесе, выросло и сегодня, по самым скромным подсчетам, превышает 1 миллион человек. У каждого региона Беларуси есть природные, экономические и культурные особенности. Если внимательно проанализировать потенциал каждого района, создать своеобразную местную карту перспективного развития предпринимательства, то, как считают эксперты, люди активнее потянутся в бизнес, выиграют от этого сами, а также страна в целом.

Житейский интерес

Владимир Сас из Березовского района несколько лет назад, отработав на госпредприятии, решил открыть собственное дело — заняться прокладкой и обслуживанием коммуникаций для газо- и водоснабжения. Глубоких маркетинговых исследований не делал, просто, как говорится, исходил из жизненных реалий: раз в нашей стране идет газификация регионов, расширяется жилищное строительство, на это выделяются кредиты — значит, и газо-водное дело будет востребованным.Дело шло неплохо. Он также открыл магазин с оборудованием и материалами для газо- и водоснабжения, отопления, а также мини-гостиницу.— За последние годы конкуренция в нашей сфере выросла. Поэтому думали расширять деятельность и на другие регионы, — рассказывает сын предпринимателя Алексей Сас, заместитель директора ЧПУП “Сас-газ”. — Но объемы жилищного кредитования сокращаются. Будем и дальше заниматься газом и теплом, но при этом, возможно, работать и по новым направлениям.

От сантехники до танцев

— Многие люди готовы идти в частный бизнес, нужно им только подсказать, какую сферу выбрать, с чего начинать, — говорят в Березовском исполкоме.Выбрать рыночную нишу помогает, в частности, местный отдел занятости. Только за последнее время более 15 безработных получили безвозмездные субсидии для открытия собственного дела. Людей снабжают не только деньгами (сейчас примерно по 6,3 миллиона рублей каждому), но и методическими рекомендациями. НИИ труда Минтруда и соцзащиты подготовил и разослал по регионам около 50 типовых бизнес-планов, которые могут стать руководством к действию для тех, кто живет в малых и средних городах или на селе. Среди предлагаемых вариантов есть “приземленные”. Например, оказание строительных, сантехнических услуг, рытье колодцев, а также менее распространенные, но тоже востребованные, в частности школа танцев, студия аэробики. Эти наработки помогают вникнуть в суть того либо иного бизнеса, примерить его на себя. Например, в бизнес-плане по выращиванию саженцев плодовых деревьев даже приводится список сортов яблонь с описанием их агротехнических особенностей.— При выборе направления деятельности нужно привязываться к местности, — советует директор Гомельского бизнес-инновационного центра Марина Гиль. — Если решили открыть, например, парикмахерскую или мастерскую по ремонту обуви, нужно изучить, где и какие именно аналогичные объекты уже работают в данном населенном пункте. Важно определиться и с узким профилем деятельности. Ведь каждая парикмахерская от другой чем-то отличается.

Спрос районного масштаба

На Витебщине решили поддержать предпринимательскую инициативу особым образом. Еще в 2009—2010 годах Витебский областной центр маркетинга провел исследования ресурсного потенциала всех районов области.— Мы опросили население, представителей предприятий и организаций, проанализировали статистику, — рассказывает координатор исследования Татьяна Покулина.В итоге по каждому из 21 района предложили список из наиболее перспективных направлений бизнеса (результаты приведены на сайте “НГ”). Например, на Поставщине предложили открыть производство строительных блоков, построить базу отдыха, крытый рынок в райцентре, заниматься пчеловодством, другими видами деятельности. В целом же авторы исследования выделили 16 направлений предпринимательства, которые могут быть наиболее перспективными в Витебской области. В этот перечень попали, например, кроме востребованных в любом регионе Беларуси транспортных, торговых услуг также специфические, связанные с рекреационной и туристической деятельностью, пчеловодством, развитием сети мини-гостиниц и СТО.Витебское исследование, пожалуй, пока самое масштабное из проведенных в Беларуси. И что-то подобное можно было бы осуществить и в других регионах страны, говорят эксперты.

За шитьем — на Брестчину, за “прысмакамі” — на Гродненщину

Так либо иначе у каждого региона Беларуси есть особая экономическая специализация. Например, в советское время западная часть Беларуси приобрела ярко выраженный аграрный и перерабатывающий профиль, а восточная часть страны — индустриальный. Это было обусловлено плодородными землями на западе и строительством крупных заводов на востоке. Со временем различия нивелируются, но их все же нужно учитывать людям, решившим открыть собственное дело. Брестчина традиционно славится швейными производствами и овощеводством, Гродненщина — пищевой промышленностью, конек Витебщины — легпром и нефтехим, Гомельщины — машиностроение, Могилевщины — производство стройматериалов и оборудования. Важную роль на Минщине до сих пор играют жодинский “БелАЗ” и солигорский “Беларуськалий”, но вместе с этим активно развивается молочное и мясное животноводство.

 В темуВ Беларуси насчитывается свыше 200 тысяч индивидуальных предпринимателей, почти 2,5 тысячи фермерских хозяйств, а также около 75 тысяч малых и средних предприятий. Наибольшая часть ИП сосредоточена в Минске (более 23 процентов) и на Брестчине  (свыше 15), а наименьшая — на Могилевщине (около 10 процентов). По числу малых предприятий в топ-3 входят столица (свыше 28 тысяч), Минская область (почти 11,5 тысячи) и Брестчина (около 7,8 тысячи).  

— Вокруг больших предприятий может вырастать много малых, — считает доктор экономических наук Петр Никитенко. — В этом случае начинающие бизнесмены будут экономить на транспортных расходах и иметь крупного заказчика продукции.  Подсказкой для предпринимателей может быть и “пищевая” география Беларуси. Как свидетельствуют в Белкоопсоюзе, например, в Лунинецком районе традиционно много заготавливают клубники, в Столинском — огурцов, Ганцевичском — клюквы, Столбцовском, Барановичском и Ивацевичском  — грибов, Стародорожском — черники. Если есть большой объем сырья, то можно подумать о его переработке.Хорошим ориентиром для некоторых предприимчивых людей может быть и подготовленный Министерством торговли перечень товаров, не выпускаемых либо выпускаемых в недостаточном объеме промышленностью Беларуси. Он постоянно обновляется. В последнем варианте, размещенном на официальном сайте министерства в ноябре, насчитывается около 20 позиций продовольственных и свыше 100 — непродовольственных товаров. В нашей стране, по мнению специалистов, не хватает производства даже кастрюль, топоров и хозяйственных резиновых перчаток, был бы спрос на белорусские “чупа-чупсы” и шоколадные яйца “киндер-сюрпризы”. И это все предпринимательские ниши.

Локальная стратегия

— Необходимо опускаться на более низкий уровень, разрабатывать стратегии развития каждого района, — считает доктор экономических наук, декан факультета Гродненского гос-университета имени Янки Купалы Владимир Фатеев.По его словам, например, в Польше накануне вступления страны в Евросоюз разработали стратегию развития каждого воеводства, в том числе важное внимание уделили вопросам развития предпринимательства.Понятно, что на составление карт бизнеса для всех 118 районов нашей страны понадобится много времени и средств. Поэтому можно выбрать промежуточный вариант — разработать такие документы для новых условных регионов, примыкающих к городам с числом жителей 100 тысяч и более. Еще во второй половине восьмидесятых годов минувшего века в Беларуси ученые предлагали выделить около 25 промышленно-экономических зон. С тех пор число городов-стотысячников уменьшилось. Но и сейчас по прежнему принципу территорию страны можно разделить примерно на 15 зон, и для каждой из них подбирать особые рецепты развития. Естественно, все эти планы должны быть увязаны с общей экономической стратегией Беларуси. На уровне правительства есть понимание, что для повышения эффективности экономики необходимо менять ее структуру. Однако мы находимся еще только в начале такой трансформации. Впрочем, прописать абсолютно все невозможно. Ведь экономические условия, рыночная конъюнктура постоянно меняется. К тому же только сам человек, решивший открыть собственное дело, лучше других чувствует, к чему у него есть способности и интерес. Да и предпринимателями суждено стать далеко не всем. Предрасположенность к лидерству, как утверждают психологи, есть не более чем у пяти процентов населения Земли, в том числе жителей Беларуси.— Возможно, разработанная для районов Беларуси карта бизнеса могла бы стать для предпринимателей хорошей подсказкой, — считает березовский предприниматель Алексей Сас. — Но успех дела все же зависит от самого человека, его активности, готовности много работать.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как интересы предпринимателей увязать с потенциалом регионов? За последние годы число белорусов, занятых в частном бизнесе, выросло и сегодня, по самым скромным...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика