Правительство и Нацбанк планируют в ближайшие три года обеспечить поступление в бюджет ежегодно не менее 2,5 млрд. долларов за счет приватизации госимущества. Такие планы прописаны в утвержденной властями стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года.
Согласно документу, «ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества».
На самом деле, ничего нового и сенсационного. О необходимости сокращения доли госсектора последний год неоднократно заявляло Минэкономики. Но результаты приватизации 2011 года показали, что дело движется черепашьими шагами.
По словам экономиста Ярослава Романчука, продажа госсобственности в 2012 году также может оказаться провальной.
«Программа приватизации на этот год куцая: чуть больше 40 предприятий, плюс переходящий остаток с 2011 года. Чтобы получить хорошие деньги от продажи предприятий, надо внести серьезные изменения в программу приватизации, иначе инвесторов нам не видать», — убежден экономист.
Тем не менее, власти делают большую ставку на стратегию и рассчитывают на неплохие финансовые вливания от ее реализации. Правительство, в частности, планирует обеспечить к 2015 году привлечение прямых ПИИ на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) в объеме 7-7,5 млрд. долларов и привлечение ПИИ на одного занятого в экономике в размере до 1600 долларов (в 2010-м — 1200 долларов).
Власти также нацелены достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал на уровне не менее 21%, а также на увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров до 14%.
Ради всего этого правительство не на словах, а на деле готово принять меры по улучшению инвестиционного климата.
«Для привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация целого комплекса мер, в том числе по реформированию государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли», — подчеркивается в тексте стратегии.
По словам Ярослава Романчука, «это свидетельствует о том, что у властей есть понимание, в какую сторону надо двигаться». В частности, эксперт положительно оценил намерения властей выставить на продажу пакеты акций сразу пяти банков — «Беларусбанка», «Белагропромбанка», «Белинвестбанка», «Паритетбанка» и Банка ВТБ (Беларусь).
«Госкапитала в банковской системе не должно быть. В Новой Зеландии, например, доля национального капитала в банковской системе менее 1%, а сельхозпроизводители имеют возможность получать кредиты под ставку 3-4%. Нам нужен диверсифицированный динамичный банковский сектор. Но чтобы успешно продать пакеты акций, не мешало бы прибегнуть к помощи мировых инвестиционных компаний», — отметил Ярослав Романчук.
Но если с продажей акций банков вопрос рано или поздно решится, то с приватизацией промышленного сектора все не так просто.
«И есть большие сомнения, что властям удастся осуществить свои планы. Ведь так нигде и не прописано, как конкретно будут решаться основные проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы, причем, не только иностранные, но и внутренние», — заявляет эксперт.
В частности, по его словам, у инвесторов нет гарантии, что они застрахованы от самой главной угрозы для них — нарушения прав собственности. Нет четкого указания на то, как должна меняться налоговая система. «Налоговики вообще говорят, что наша налоговая система соответствует европейским нормам и стандартам, что и реформировать больше нечего», — отмечает Романчук.
В стратегии, по его словам, не прописаны такие принципиальные для инвесторов моменты, как гарантия свободного перемещение капитала, свободной продажи и покупки валюты. Наконец, в документе нет ни слова о частной собственности на землю. И по этой причине, убежден Ярослав Романчук, государству можно забыть о сотрудничестве с крупными транснациональными корпорациями, на что власти также делают ставку.
Например, привлечь ТНК правительство рассчитывает в сельское хозяйство и пищевую промышленность, а также в автомобилестроение.
«Но ТНК не будут работать при отсутствии частной собственности на землю и просто так соглашаться на аренду земли с непонятным статусом налога на землю, системой закупок, экспорта. Нельзя глобальные ТНК впихнуть в социалистические рамки», — подчеркивает эксперт.
Еще более нереальным он считает планы властей по созданию совместных с транснациональными корпорациями предприятий либо международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автомобильного транспорта.
«Эту нишу прочно заняла Россия, которая имеет договоренности с автогигантами до 2020 года. «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «Тойота» давно в России и не будут переносить производство в Беларусь. Если у нас и будут какие-то производства, то небольшие», — полагает Романчук.
Вряд ли властям удастся в полной мере задействовать еще один механизм привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, которым является частно-государственное партнерство, считает председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин.
«Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме», — говорится в стратегии.
Но, как отмечает Андрей Карпунин, «внутри страны многие госинституты отрицательно относятся к национальному частному капиталу». В этом случае ни о каком частно-государственном партнерстве не может быть и речи.
При этом эксперт считает, что действия чиновников в принципе могут негативно сказаться на реализации стратегии. К примеру, в плане мероприятий по реализации стратегии правительство планирует рассмотреть вопрос о предоставлении облисполкомам и Минскому горисполкому права самостоятельно принимать решения о продаже унитарных предприятий как имущественных комплексов без ограничения оценочной стоимости с последующим докладом главе государства об условиях заключения сделки.
«В результате мы можем столкнуться с ситуацией завышения стоимости имущества, то есть не получим нужного нам инвестора, либо занижения, что является коррупцией», — отметил эксперт.