Белорусский рубль продолжает укрепляться к доллару и уже вплотную приблизился к отметке в 8 тысяч. Однако такая стабильность национальной валюты всерьез начала пугать белорусов. Население все чаще стало задаваться вопросом: происходящее — это затишье перед бурей или устойчивая тенденция?
На этой неделе рубль обновил очередной минимум. На биржевых торгах 28 февраля курс национальной валюты укрепился по отношению к доллару до 8070 рублей. В обменных пунктах ряда коммерческих банков курс покупки доллара уже опустился до 8 тысяч рублей.
В Нацбанке констатируют, что причины сложившейся ситуации лежат на поверхности: «К укреплению белорусского рубля ведет устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем валютном рынке».
В последние дни превышение предложения над заявками на покупку доллара в отдельные дни достигало 30 млн. долларов. Эксперты увидели здесь прямую связь с деятельностью экспортеров, которые нуждались в рублях для уплаты налогов, а потому активно продавали валюту.
Но не обошлось и без вмешательства государства, считают аналитики. В связи с необходимостью исполнения внешних обязательств государство также приложило руку к скупке дешевой валюты, сделав ее еще дешевле.
Впрочем, финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в МинскеВадим Иосуб убежден, что наблюдающееся укрепление рубля «не является следствием каких-либо игр со стороны Нацбанка».
«Регулятор проводит жесткую денежно-кредитную политику, и это позволяет ему контролировать ситуацию. И как показала практика, достаточно было сделать белорусский рубль выгодным для вложения в него, а не устанавливать какие-то коридоры, и курс стал укрепляться рыночным путем», — отметил эксперт.
За счет высокой ставки рефинансирования Нацбанку удалось не только сохранить привлекательность рублевых депозитов, но и переориентировать сберегательную активность население — вместо перевода рублей в доллары и хранения их под матрацем народ стал вкладывать национальную валюту в банковские депозиты.
По данным Нацбанка, за январь текущего года депозиты физических лиц увеличились на 6,3%, или 3,083 трлн. рублей и на 1 февраля достигли отметки и 52 трлн. 105 млрд. рублей. При этом депозиты физлиц в национальной валюте за январь 2012 года увеличились на 5,9% (824,1 млрд. рублей) — до 14,678 трлн. рублей.
По словам экспертов, это ослабило давление на валютный рынок, что не могло не сказаться на курсе рубля. «И пока ставки по депозитам будут опережать текущую инфляцию, можно ожидать, что рубль будет укрепляться», — убежден Вадим Иосуб.
Но уже с 1 марта ставка рефинансирования снижается сразу на 5 процентных пунктов — до 38%. С учетом текущей инфляции (за январь — 1,9%, за две недели февраля — около 0,9%), ставка останется положительной в реальном выражении. Что касается ставок по рублевым депозитам, то их ожидает очередное падение. И это, естественно, повлияет на привлекательность вкладов.
Держать деньги в банках на рублевых депозитах все равно будет выгодно, считает Вадим Иосуб, не исключая при этом, что темпы роста рублевых депозитов могут замедлиться.
«На рынке ни одна тенденция не будет бесконечной. В принципе, это нормальная работа экономики, когда есть циклы высоких и низких ставок, когда меняется интерес к депозитам и параллельно усиливается давление на валютный рынок», — отметил аналитик.
А вот насколько сильным может оказаться это давление, «зависит от смягчения денежно-кредитной политики, то есть темпов снижения ставки рефинансирования». «Если политика продолжит оставаться жесткой, то колебания курса будут скромными и выше 8300-8500 за доллар курс рубля вряд ли упадет», — убежден Вадим Иосуб.
С другой стороны, Нацбанк не может долго держать на высоком уровне ставку рефинансирования. Стоимость рублевых кредитных ресурсов и так неподъемна для многих субъектов хозяйствования. И чем дольше кредиты будут оставаться дорогими, а, соответственно, недоступными для предприятий, тем быстрее будет замедляться экономический рост.
Поэтому Нацбанку предстоит решить сложную головоломку: обеспечить такие ставки по кредитам и депозитам, чтобы и предприятия могли спокойно обращаться в банки за займами, и население продолжало активно нести деньги на депозиты. И чтобы при этом не было существенного оттока вкладов и перевода их в валюту, что будет оказывать давления на курс. «И на наших глазах Нацбанк учится это делать», — подчеркнул Вадим Иосуб.
Но Нацбанку придется учитывать не только интересы белорусского бизнеса и населения, но и иностранного капитала. Как оказалось, высокие ставки по рублевым кредитам привлекли в страну зарубежных игроков, что стало одной из причин превышения предложения валюты над спросом.
Но «иностранных инвесторов» мало волновала стабильность белорусского рубля. Они продавали валюту для последующего выгодного размещения рублей на краткосрочных депозитах для получения прибыли.
«С одной стороны, это приток дополнительной валюты в страну, но с другой, приток такого горячего капитала — это угроза для валютного рынка. Период выгодного накопления рано или поздно закончится, и деньги также быстро убегут из страны, как пришли. При этом мы получим спрос на валюту и лишнее давление на рубль. Так что это не тот капитал, приход которого приветствуется», — отметил Вадим Иосуб.
Это хорошо осознают в Нацбанке, поэтому путем снижения ставки рефинансирования пытаются отсечь с рынка иностранных игроков.
«Снижение ставки рефинансирования позволит несколько сократить превышение доходности рублевых финансовых инструментов по сравнению с доходностью инструментов на внешних рынках. В свою очередь, это будет сдерживать приток в банки краткосрочного капитала, инвестируемого с целью быстрого получения повышенной прибыли, в том числе из-за рубежа», — заявляют в Нацбанке.
Есть и еще одна угроза для валютного рынка и курса рубля, которую эксперты продолжают считать реальной: эмиссия в интересах сельского хозяйства.
«Сегодня все поджали хвосты, и у возможности развиваться при такой денежной политике шансов мало. Но приближается посевная, и велика вероятность, что государство для ее проведения включит печатный станок. Аграрное лобби еще никогда в этой стране не проигрывало», — отмечает экономист Ярослав Романчук.
По оценке эксперта, Нацбанку впоследствии придется продать около 2 млрд. долларов, чтобы сохранить уровень курса на определенном уровне. «Но даже в этом случае курс может в мае-июне упасть до 9,5-10 тысяч за доллар», — считает он.