Инфляционные процессы в стране, как того и желало правительство, замедляются. Февральская инфляция в Беларуси была самой низкой, начиная с января 2011 года. Свежие мартовские данные подтверждают, что цены практически не растут. На этом фоне власти ставят задачу уменьшить показатели инфляции в сравнении с запланированными на 2012 год. Независимые эксперты более пессимистичны.
В феврале инфляция составила 1,5%. Ниже этого уровня инфляция в Беларуси ранее наблюдалась в январе 2011 года (1,4%). В последние же 12 месяцев, когда страна пережила две девальвации, цены взлетали катастрофически. В отдельные месяцы инфляция превышала 13%.
На этом фоне февральские 1,5% кажутся затихающим ветром после грозной бури. В марте, кстати, инфляция продолжала оставаться на сравнительно низком уровне. По состоянию на 13 марта цены с начала месяца выросли на 0,8% (с начала года — на 4,3%).
По случаю замедления инфляции правительство недавно выразило намерение затормозить цены сильнее, чем планировалось. Изначально власти запланировали инфляцию на уровне 19-22%, однако теперь, как было доложено в конце февраля президенту, правительство полно решимости удержать инфляцию в коридоре 15-16%.
Прогнозы независимых экспертов не столь оптимистичны.
Экономисты Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) ожидают инфляцию по году в районе 25-30%. Белорусская исследовательская группа BusinessForecast.by прогнозирует, что инфляция в текущем году составит около 30-33%.
Правительственные ожидания (15-16%) представляются наблюдателям чересчур оптимистичными. Более того, считают эксперты, даже инфляция на уровне 25-30% будет возможна только в том случае, если сойдутся вместе несколько факторов.
«Если не будет внешних шоков, если не произойдет резких колебаний на денежном рынке, если искусственно не будет стимулироваться экономический рост, то удержать инфляцию в пределах 25-30% можно», — полагает экономист BEROC Дмитрий Крук.
Аналитик BusinessForecast.by Александр Муха считает, что во втором полугодии инфляционные процессы будут сильнее, чем в первом.
«Во второй половине года можно ожидать усиления давления на курс белорусского рубля в связи с тем, что резидентам, в том числе и правительству, придется направить большие суммы на погашение внешнего долга. Это усилит спрос на иностранную валюту, что, по всей видимости, приведет к корректировке курса рубля и некоторому усилению инфляционных процессов», — прогнозирует аналитик.
Больших поводов для оптимизма нет еще и потому, что сегодняшняя относительно низкая инфляция — результат жесткого административного сдерживания цен.
Производители молочной продукции, в частности, сообщили БелаПАН, что отпускная цена молока сегодня ниже стоимости молочного сырья. Молочные заводы давно хотели бы поднять отпускную цену, однако, как отмечают представители «молочки», государство заморозило стоимость социально значимой продукции и не позволяет ей расти.
К этому стоит добавить, что в последние месяцы административным образом сдерживались и тарифы на платные услуги, цены на которые определяет государство.
Несмотря на то, что столичные организации просили в первом квартале повысить стоимость проезда в общественном транспорте, их предложение так и не было удовлетворено. Стоят на месте и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, хотя Беларусь взяла перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС обязательство повышать их стоимость.
В общем, на фоне замедления роста цен, о чем сообщает официальная статистика, в Беларуси накапливается инфляционный потенциал, который когда-нибудь обязательно реализуется.
Одновременно наметилась другая тенденция: глядя на снижение инфляции, власти стараются активнее двигать вниз процентные ставки на денежном рынке. Александр Лукашенко дважды с начала февраля принимал главу Нацбанка Надежду Ермакову и оба раза вопрос о снижении ставки рефинансирования становился ключевой темой встречи.
По мнению белорусского лидера, «нам надо идти на снижение ставки рефинансирования, чтобы кредиты были доступнее». За последнее время ставка рефинансирования уже дважды снижалась: 15 февраля — с 45% до 43%, 1 марта — с 43% до 38%. С учетом того, что февральская инфляция снизилась, а также под напором поручений президента Нацбанк, скорее всего, примет в недалеком будущем еще одно решение о снижении учетной ставки.
С одной стороны, говорит Дмитрий Крук, стремление снизить ставку рефинансирования понятно: при нынешних процентных ставках белорусские предприятия отказываются брать кредиты, что тормозит развитие экономики.
Однако снижать быстро ставку рефинансирования в сегодняшней белорусской ситуации очень рискованно, считает эксперт.
«Сегодня в Беларуси все еще сохраняются высокие инфляционные ожидания. Высокие процентные ставки учитывают эти ожидания. Если начать быстро снижать ставку рефинансирования, это может привести к существенным колебаниям на денежном рынке», — говорит Дмитрий Крук.
К таким колебаниям эксперты относят возможный переток рублевых вкладов в валютные. Кроме этого, снижение привлекательности рублевых вкладов может иметь и другое последствие — склонность людей к сбережениям снизится.
«Сегодня мы наблюдаем рост вкладов, люди несут свои деньги в банки. Однако если привлекательность рублевых вкладов (на фоне снижения ставки рефинансирования) упадет, средства населения могут пойти на потребительский рынок, что очень нежелательно, так как может породить инфляционные процессы», — считает Александр Муха.
В общем, быстрое снижение ставки рефинансирования может вызвать новый виток инфляции в стране.
Поэтому очень желательно, чтобы учетная ставка опускалась постепенно. Лукашенко, кстати, в начале февраля говорил о том, что ставка рефинансирования должна снижаться «потихоньку-потихоньку». После мартовского снижения ставки сразу на 5 процентных пунктов многим хотелось понять, что означало президентское наречие.