Закрепленная законодательно обязанность чиновников продавать арендуемое субъектами хозяйствования госимущество — единственный способ придать импульс малой приватизации, уверены представители делового сообщества.
На данный момент ситуация с доступом субъектов хозяйствования к объектам госсобственности зашла в тупик. В Госкомитете по имуществу (ГКИ) не отрицают: многие неиспользуемые объекты находятся сегодня в неудовлетворительном состоянии и непригодны к эксплуатации без проведения ремонта. Но государство заинтересовано и за такие объекты получить хоть что-то. Поэтому правительством приняты меры по упрощению процедур продажи госсобственности частному бизнесу.
Новые подходы содержатся в проекте указа о распоряжении госимуществом, который уже находится в Администрации президента. Только бизнес-союзы, как выяснилось, итоговый вариант проекта в глаза не видели. Положения документа, с которыми им окольными путями все же удалось ознакомиться, заставили неприятно вздрогнуть.
«Поэтому мы надеемся, что нам предоставят проект для внесения в него изменений и заключения экспертов», — сообщил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
В ГКИ проект указа считают прогрессивным и разработанным в интересах субъектов хозяйствования. «Бизнес получит возможность выкупать неиспользуемое государственное имущество на льготных условиях», — объяснил начальник управления по распоряжению государственным имуществом Госкомимущества Дмитрий Ядрищенский.
Под льготными условиями подразумевается в первую очередь продажа за одну базовую величину или передачу объектов бесплатно под реализацию инвестпроекта. «Это сделано для того, чтобы создавались новые производства, рабочие места и увеличивались налоговые отчисления», — констатировал Ядрищенский.
Вводится еще одна норма, касающаяся выкупа арендатором имущества. Если арендодатель примет решение о продаже имущества, которое он сдавал в аренду, то первым право выкупить объект получит арендатор.
Но даже эти с виду положительные нормы требуют шлифовки, считают эксперты. «За одну базовую величину и сейчас можно приобретать объекты госсобственности. Но вот реальный пример. Здание продается за 35 тысяч, а между тем 60 млн. рублей стоят деревья вокруг него. Естественно, никто это здание и не берет», — подчеркнул Виктор Маргелов.
Он уверен, что в нынешнем виде проект указа мало что даст бизнесу. Собственники получили право продавать объекты по рыночной, а не оценочной, как планировалось ранее, цене. Кроме того, продажа госсобственности полностью зависит от желания владельца. Хочешь — продавай, не хочешь — ну и ладно. При таких подходах о малой приватизации можно забыть, считает Маргелов.
«По этой причине мы будем добиваться внесения в проект указа нормы о том, чтобы продажа бизнесу определенной категории госимущества имела не добровольный, а принудительный для государства характер. По-другому мы ничего не решим», — уверен Виктор Маргелов.
Собственники, по его словам, ловко увиливают — пишут отписки о наличии планов по привлечению иностранных инвесторов, и таким образом делают продажу арендуемых объектов невозможной.
«Но на самом деле нет никаких инвесторов. Собственники врут с одной целью — продолжать проедать государственное добро. Они не хотят терять доходы с аренды. Хотя с экономической точки зрения им было бы выгоднее продать имущество», — поясняет Маргелов.
Чтобы положить конец этому беспределу, Республиканская конфедерация предпринимательства будет добиваться обязательной продажи бизнесу объектов, которые он арендует 5 лет, и на которые у государства нет планов по развитию, в том числе путем привлечения иностранного капитала.
«Если такие планы есть, собственник должен будет это доказать. Это мы также хотим прописать в проекте указа. Если это не учесть, чиновники продолжат успешно блокировать продажи», — уверен сопредседатель РКП.
Примеров такой блокировки пруд пруди. Причем, есть случаи, когда сопротивление чиновников препятствует привлечению в страну иностранного капитала. Это испытало на собственном опыте, например, ООО «ГолдТраст».
Компания уже шесть лет арендует здание 1956 года постройки, и за это время вложила в него немало миллионов рублей, чтобы хоть как-то привести в порядок. После того как было принято решение о расширении бизнеса, руководство ООО «ГолдТраст» привлекло российский капитал — те самые инвестиции, о росте которых так печется государство.
«Чтобы расширить бизнес, создать новые рабочие места, повысить качество обслуживания, необходимо выкупить здание и провести в нем ремонт. Минимальная стоимость здания, по предварительной оценке — 30-40 тысяч долларов. Чтобы провести масштабный ремонт, потребуется еще несколько сотен миллионов рублей», — пояснил директор «ГолдТраст».
Бизнес-план по расширению рассчитан на 5 лет, однако реализовать его вряд ли удастся. В ответ на письмо в Мингорисполком с просьбой о выкупе здания (российский партнер потребовал гарантий вложения средств) компания получила отказ. Ей объяснили, что деньги от аренды — это дополнительный источник дохода, позволяющий частично покрывать убытки предприятия, которому принадлежит объект. По этой причине здание продавать в частные руки не будут.
Директор компании отметил, что если до июня вопрос не решится, предприятие придется закрыть. Кроме того, придется назад возвращать привлеченный российский капитал, который пришел в страну для создания новых рабочих мест. Инвестор не захочет вкладывать деньги, не получив гарантий развития бизнеса.
И чего в итоге добьются чиновники, кроме потери доходов? Тем более что с экономической точки зрения продать объект за 30-40 тысяч долларов было бы выгоднее, чем дальше брать за него арендную плату. «Совсем скоро, если не начать вкладывать деньги, объект снесут»,— обрисовал перспективы директор ООО «ГолдТраст».
Принудительная продажа госсобственности — не единственное изменение, которое хотят внести в проект указа эксперты бизнес-союзов. В частности, по словам Виктора Маргелова, надо прописать обязательное предоставление бизнесу рассрочки по уплате за выкупленное госимущество.
«В России по законодательству бизнесу обеспечена продажа имущества с рассрочкой на 5 лет. И там не играют в такие игры, как у нас: если собственник посчитает нужным, то он предоставит рассрочку, а не посчитает, то и не предоставит», — отметил сопредседатель РКП.
Кроме того, деловое сообщество намерено разобраться с проблемой стоимости объектов аренды в результате улучшения его состояния и потребительских качеств.
«Дают бизнесу дырявый сарай без коммуникаций, арендатор за несколько лет превращает его в дворец, просит его продать, но ему выставляют цену с учетом понесенных самим же арендатором затрат на ремонт. Причем, итоговая стоимость помещения не снижается на сумму понесенных предпринимателем затрат, а наоборот, увеличивается. Добиться обратного можно только при наличии полного пакета документов на улучшения и согласований каждого улучшения с собственником», — отметил сопредседатель РКП. По его словам, такую практику пора прекращать.
Дают бизнесу дырявый сарай без коммуникаций, арендатор за несколько лет превращает его в дворец, просит его продать, но ему выставляют цену с учетом понесенных...