В нефтехимическом комплексе государство запланировало реализовать 14 крупных проектов. Цена вопроса — миллиарды долларов. По информации Naviny.by, модернизацию нефтеперерабатыващих заводов Беларусь планирует осуществлять, главным образом, за счет иностранного финансирования. Однако без участия правительства привлечь зарубежные кредиты вряд ли получится.
Много денег в одни руки не дают
Сегодня Беларусь строит амбициозные планы по модернизации своей промышленности. Планы, может, и правильные, но их реализация требует огромных капиталовложений.
Концерн «Белнефтехим» на минувшей неделе сообщил, что определен перечень важнейших инвестпроектов на текущую пятилетку. Проекты, оказавшиеся в перечне, требуют огромных финансовых вливаний.
Взять, к примеру, строительство нового азотного комплекса на «Гродно Азот». Цель проекта — увеличить производство азотных удобрений на 231 тыс. тонн в действующем веществе. Цена вопроса впечатляет. Для реализации инвестпроекта, по имеющимся данным, нужно направить около миллиарда долларов.
Больших денег потребует и модернизация белорусских нефтеперерабатывающих заводов — около двух миллиардов долларов. С учетом огромных капитальных вложений, которые необходимы для реализации инвестпроектов, предприятия концерна «Белнефтехим» рассчитывают на привлечение иностранного финансирования.
В то же время профильные эксперты говорят о том, что иностранные банки не готовы выдавать кредиты лишь под гарантии предприятий.
«Иностранные банки не готовы брать на себя риски, выдавая ресурсы только под гарантии заемщика. В данном случае речь идет об очень крупных проектах, поэтому зарубежные кредиторы хотели бы получить дополнительное обеспечение, в частности, госгарантии», — сообщил Naviny.by информированный источник.
Однако гарантии правительства под зарубежные кредиты получить сегодня непросто, так как государство не очень-то хочет увеличивать внешний долг, в состав которого входит и долг, возврат которого гарантирован правительством.
По информации Naviny.by, госпредприятия сегодня рассматривают несколько форм привлечения средств под реализацию проектов в нефтехимическом комплексе. Речь, в частности, идет о том, чтобы создавать совместные предприятия, привлекать инвесторов через их вхождение в акционерный капитал белорусских компаний. В качестве потенциальных партнеров белорусских нефтехимических предприятий называются российские компании.
По мнению экспертов, если бы к реализации инвестпроектов подключились крупные российские структуры (например, «Лукойл», «Роснефть»), это существенно облегчило бы поиск внешнего финансирования.
«Если бы в белорусских проектах участвовали крупные российские компании, их гарантии являлись бы дополнительным залоговым обеспечением, и привлечь финансирование было бы проще и быстрее», — полагает эксперт Naviny.by в финансовых кругах.
В одиночку же белорусским компаниям, которые формируют нефтехимический комплекс Беларуси, будет достаточно сложно получить крупные кредиты. Тем более что репутация нефтехимических предприятий Беларуси на Западе не самая лучшая — крупные компании «Белнефтехима» сегодня находятся под санкциями Минфина США, на что обращают внимание и европейские банки.
Выход на новую глубину
Центральное место в инвестиционных планах «Белнефтехима» на пятилетку отводится модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Пять из 14 важнейших инвестпроектов, реализацию которых одобрил «Белнефтехим», касаются деятельности белорусских НПЗ.
Ключевая задача модернизации НПЗ — увеличение глубины переработки нефти (объема производства нефтепродуктов с тонны сырья). До недавнего времени глубина переработки нефти на белорусских НПЗ составляла около 72%. Предполагается, что к концу нынешней пятилетки глубина переработки нефти вырастет до 92% на «Нафтане» и до 89% — на Мозырском НПЗ.
Соответственно, объем производства нефтепродуктов должен увеличиться, и белорусские НПЗ, продукция которых является главным экспортным товаром Беларуси, смогут увеличить объем генерируемой валютной выручки.
Плюс к этому, повышение эффективности переработки нефти снизит зависимость Беларуси от льготных поставок российского углеводородного сырья.
«Повышение глубины переработки нефти до 92% повысит конкурентоспособность белорусских заводов, позволит им покупать нефть по рыночным ценам и при этом эффективно работать», — полагает эксперт российского Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Повышение глубины переработки позволит заметно повысить и рыночную стоимость белорусских НПЗ.
«С нынешними технико-экономическими характеристиками белорусские НПЗ сложно продать за большие, как хочет того Минск, деньги. Поэтому для Беларуси было бы оптимально вначале повысить глубину переработки нефти на заводах, а уже затем в случае необходимости рассматривать вопрос их приватизации», — считает Сергей Кондратьев.
Проблема, как мы сказали выше, в том, что модернизация белорусских НПЗ требует больших денег.
Стоимость строительства комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, который позволит Мозырскому НПЗ повысить глубину переработки нефти, оценивается примерно в миллиард долларов.
На строительство комплекса замедленного коксования на «Нафтане» придется направить более полумиллиарда долларов. К этому нужно добавить, что на белорусских НПЗ запланированы на эту пятилетку и другие проекты, которые стоят сотни миллионов долларов. Так что денег белорусской нефтянке нужно много. Осталось самое сложное — найти источники финансирования.