Минсельхозпрод принял решение повысить с 18 апреля закупочные цены на молоко и мясо в 1,7-2 раза. Но в министерстве успокоили расстроившихся этой новостью белорусов: в магазинах молоко и мясо из-за этого существенно не подорожают. А все благодаря жесткому соблюдению параметров прогноза по инфляции и госрегулированию цен. Правда, ритейлеры обращают внимание на другую сторону проблемы. По их информации, из-за административного сдерживания цен ухудшилось качество выпускаемой продукции.
Закупочные цены на продукцию животноводства и растениеводства в этом году повышаются впервые, но сразу ощутимо. К примеру, согласно постановлению Минсельхозпрода № 21 закупочные цены на свиней и крупный рогатый скот вырастут почти в 2 раза.
Заметно для переработчиков подорожает и молоко. Так, новая цена на молоко сорта «экстра» составит 3,215 млн. рублей за тонну (в 2011 году — 1,880 млн. рублей), высшего сорта — 2,77 млн. рублей (1,620 млн. рублей), первого сорта — 2,555 млн. рублей (1,495 млн. рублей).
Но в Минсельхозпроде уточнили, что реально закупочные цены вырастут не столь существенно. «Исходя из фактически сложившихся в регионах закупочных цен в среднем с учетом удорожания используемых ресурсов, цены на молоко увеличены на 3,6%, на крупный рогатый скот — на 17,6%, на свиней — на 20,5%», — подчеркнули в министерстве.
Как пояснил бывший помощник министра сельского хозяйства и продовольствия Казимир Романовский, прежде устанавливались предельные минимальные закупочные цены. Но реальные цены оказывались выше. «На уровне облисполкомов цены для переработчиков в этом году уже были повышены. То есть своими постановлениями Минсельхозпрод просто постфактум зафиксировал новые закупочные цены», — подчеркнул Романовский.
По его словам, это означает, что в рознице цены на мясо и молоко в два раза не вырастут. Об этом же говорят и в Минсельхозпроде. «Применение установленных Минсельхозпродом закупочных цен не окажет существенного влияния на розничные цены на продукцию перерабатывающих предприятий, так как их изменение будет осуществляться в рамках прогнозных параметров инфляции с учетом принимаемых мер социальной защиты населения», — заявили в пресс-службе министерства.
Но и на месте цены стоять не будут. По оценке специалиста в области продаж мясомолочной продукции Сергея Игнатьева, на ряд позиций розничные цены вырастут минимум на 20%.
Хотя, надо полагать, белорусские переработчики не отказались бы и от большего повышения. Производители мясомолочной продукции сегодня остаются заложниками ценового госрегулирования, так как вынуждены устанавливать отпускные цены, ориентируясь не на себестоимость, а на указания сверху.
В перечне социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики, 27 товарных позиций. В интересах потребителей заводы должны отпускать товар по социальным ценам. Но такая благотворительность отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятий: поставки мясомолочной продукции на внутренний рынок убыточны, констатируют производители.
Покрывать убытки переработчики пытаются за счет наращивания экспортных поставок. По словам Игнатьева, ряд крупных предприятий отгружают на внешние рынки до 70-80% производимой продукции.
Правда, и здесь не все так гладко, как хотелось бы. По словам Казимира Романовского, на мировом рынке произошло падение цен на молочную продукцию в среднем на 20%. «Поэтому, например, поставки масла на экспорт убыточны. Розничные внутренние цены на масло — 50-55 тысяч рублей за килограмм, а при экспорте — 3,5 доллара без НДС», — констатирует Романовский.
Но и необходимость наполнять внутренний рынок никто не отменял. И это особенно ощущают на себе перерабатывающие заводы в регионах, отмечают эксперты.
«Местные производители головой отвечают за наполнение прилавков социально значимой мясомолочной продукцией. Это касается как ассортимента, так и ценового предложения. И местные органы власти жестко контролируют ситуацию», — отмечает Сергей Игнатьев
Только, видимо, убыточность поставок продукции на внутренний рынок так достала производителей, что они стали откровенно бойкотировать требования властей. В частности, в магазинах растет дефицит дешевого молока и молочной продукции.
«Заводы не хотят производить дармовщину, которая приносит большие убытки. Куда это годится, если пакет кефира стоит в 3-4 раза дешевле бутылки «Кока-колы», — отмечают представители товаропроводящих сетей.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства и владелец нескольких магазинов Виктор Маргелов также отмечает тенденцию сокращения поставок дешевых социально значимых продуктов, которые замещаются все более дорогими мясомолочными продуктами.
«Пока еще на прилавках, преимущественно в регионах, можно отыскать дешевое молоко в литровых пакетах по 2 тысячи рублей (в основном молоко стоит от 4,5 тысячи рублей) и сыр по цене 30 тысяч за килограмм. В столичную сеть дешевая продукция также периодически попадает. Но ни о какой системе поставок здесь говорить не приходится. Как повезет», — отмечает Маргелов.
Лишив по объективным причинам малообеспеченные слои населения достаточного ассортимента дешевой продукции, предприятия взамен стали предлагать покупателям творожные массы, кефирные продукты и другую «альтернативную» продукцию. При этом много вопросов появилось к качеству производимой продукции.
«Зажатые госрегулированием перереботчики начали применять технологии, позволяющие удешевлять себестоимость продукции за счет ухудшения качества, применения разных добавок, наполнителей. Например, попадается молоко в пакетах, которое по составу отличается от того, что написано на упаковке. Под видом молока, но по хорошей цене, можно купить смесь молока с водой и пальмовым маслом. В колбасах пора замерять содержание рассолов. Есть колбасы, которые за ночь теряют в весе 20%. Но никто это не контролирует», — отмечает Виктор Маргелов.
Из чего эксперт делает вывод: от административного сдерживания цен на социально значимые товары проигрывают и потребители, и производители, и торговля. Он убежден, что госрегулирование цен надо отменять с одновременным введением эффективного механизма оказания адресной социальной помощи, чтобы защитить от роста цен именно малообеспеченных потребителей.
«Если бы дешевое молоко продавалось только малообеспеченным, тогда в сдерживании цен был бы какой-то смысл. Но его покупают и обеспеченные граждане. Поэтому административное сдерживание цен на социально-значимые товары, на мой взгляд, это всего лишь имитация заботы о людях, создание иллюзии, что государство что-то делает», — считает сопредседатель РКП.