РАЗДАВАТЬ ДЕНЬГИ КИТАЙ НЕ БУДЕТ…. 21.by

РАЗДАВАТЬ ДЕНЬГИ КИТАЙ НЕ БУДЕТ…

15.05.2012 13:32 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Об особенностях белорусско-китайских отношений рассказывает политолог и экономист Евгений Прейгерман.

— Почему Беларусь так активно пускает китайский капитал на свой рынок? Из-за того, что все остальные отказываются вкладывать в Беларусь деньги? 

— В определенных условиях и другие страны заинтересованы в китайских инвестициях. Но существует проблема: все китайские кредиты являются связанными. Если Китай предоставляет стране деньги, то требует, чтобы за эти деньги приобретались именно китайские товары. В этом и есть проблема.

Почему Беларусь заинтересована в этих кредитах? Ну, во-первых, у нас вообще проблемы с кредитами, поэтому надо брать хотя бы там, где есть возможность брать. Во-вторых, я вспоминаю слова Лукашенко, который сказал, что нельзя класть яйца в одно место, в том числе тогда, когда дело доходит до кредитов. Поэтому власти пытаются добиваться диверсификации кредитных потоков, если есть возможность, их берут даже из Китая. В-третьих, тут играет роль и политический фактор.

У нас плохие отношения с Евросоюзом, бывают времена напряженных отношений с Россией — надо искать точку опоры где-то еще в мире. Это, кстати, стандартная стратегия Александра Лукашенко — искать партнеров во всем мире. Китай является потенциальным кандидатом в такие партнеры. Это очень сильная страна, страна, которая может стать первой экономикой в мире, страна с большим геополитическим влиянием. И если удастся привлечь китайцев сюда, чтобы они вкладывали деньги в китайский индустриальный парк и еще во что-нибудь, то это будет возможность потреблять китайские ресурсы, китайскую политическую мощь, чтобы немного сбалансировать влияние и давление, которые мы ощущаем со стороны Евросоюза и России.

— Из ваших слов следует, что это политический выбор, а не экономический?

— Я бы сказал, что это и политический, и экономический выбор. Я подчеркиваю: у нас есть проблемы с финансовыми потоками, они не очень активно сюда идут. Это мы ясно увидели в прошлом году, когда была кризисная ситуация. Сейчас произошла временная стабилизация, но до конца года это все может рухнуть опять. Поэтому экономически мы заинтересованы в том, чтобы иметь какие-то инвестиции — даже связанные, чтобы была возможность работать. Мы знаем, что наше правительство не всегда думает о завтрашнем дне, а обычно живет сегодняшним днем, и это тоже может быть полезно. Но я думаю, доминирует все же такая политическая составляющая.

— А кому более выгодно это сотрудничество — Беларуси или Китаю?

— Сравнивать довольно тяжело. Беларусь — это для китайцев маленькая точка где-то в Европе. Они рационально ко всему подходят, даже небольшие деньги, но считают (в отличие от той же Венесуэлы). Но говорить, что Беларусь — стратегический партнер для Китая, рано. Конечно же, у них есть желание получить площадку, выйти масштабно на европейский континент. Но я не думаю, что Беларусь — это большой фактор успеха китайской экономики. Для Беларуси — это определенный потенциал, но если посмотреть на товарооборот, то у нас большое отрицательное сальдо.

— Средняя зарплата в Китае достигла 550 долларов. За пять лет она выросла вдвое. Берет ли Беларусь какие-то примеры управления экономикой у Китая?

— Мы знаем, что есть влиятельные люди, которые говорят, что надо делать так, как в Китае. Мол, у них там и система авторитарная, и в то же время экономический рост… Но очевидно, что мы не Китай, мы не можем применять китайские экономические методики, чтобы сделать экономический прорыв.

— Стоит ли белорусам бояться китайской экспансии?

— Есть много стран в мире, которые имеют открытый режим торговли с Китаем. При нормальном выстраивании национальной экономики это не ведет к негативным последствиям. Если у нас все будет в таком режиме, как сегодня, когда не создаются условия, чтобы существовал полноценный национальный бизнес, происходила модернизация экономики, то действительно мы можем дожить до того, что к нам понаедут миллионы китайцев. Они не будут требовать никаких политических уступок, будут только работать, а через какое-то время потребуют, чтобы Беларусь стала новой провинцией Китая.

— Появилась информация, что Китай отказался инвестировать аэропорт Минск-2. Почему, как вы полагаете?

— Китай очень рационально подходит ко всем своим проектам и к суммам, которые могут показаться не такими большими в масштабе самого Китая. Мы знаем, что многие из договоренностей не были реализованы. То есть Беларусь не смогла обеспечить соответствующие проекты. То же и с аэропортом. Проект не устроил китайскую сторону. Раздавать деньги Китай не будет.

Ольга МИЦКЕВИЧ, «Еврорадио»

Нас можно слушать в Бресте на волнах польского «Radio dla Ciebie» 103,4 FM в субботу с 6 до 7 утра. 24 часа на УКВ в Глубоком, Поставах, Видзах и Миорах на частоте 68,24 Мгц. В Пинске на волнах украинского радио «Мелодия» 105,3 и 107,1 FM, а также через спутник HOTBIRD 6—13° на восток, частота 11200 Мгц, вертикальная поляризация, скорость потока 27500 Ms/s, коррекция ошибки (FEC) 5/6. ASTRA 4A—4,8° на восток, частота 12379.62 Мгц, горизонтальная поляризация, скорость потока 27500 Ms/s, коррекция ошибки (FEC) 3/4.

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Об особенностях белорусско-китайских отношений рассказывает политолог и экономист Евгений Прейгерман.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика